Время новостей
     N°78, 08 мая 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.05.2007
Неконвертируемая обида
Экономические санкции, которые Россия вводит или грозит ввести против постсоветских государств, чья политика не нравится российским властям, не приносят нам ни экономических, ни политических выгод. Поэтому, прежде чем в ура-патриотическом угаре «наказывать» неугодных соседей, принципиально важно просчитывать последствия такого наказания для себя и для тех, кого мы таким образом пытаемся защитить.

По возвращении из Эстонии группы российских депутатов возглавлявший делегацию председатель думского комитета по делам ветеранов, экс-глава ФСБ Николай Ковалев дал пресс-конференцию. Его спросили, стоит ли вводить экономические санкции против Эстонии за перенос памятника Бронзовому солдату и похороненных под ним останков советских солдат из центра Таллина на воинское кладбище. И депутат Ковалев, которого трудно заподозрить в лояльности к эстонским властям или недостаточном патриотизме, прямо ответил: «Нет». По его мнению, санкции нанесли бы ущерб русскоязычному населению Эстонии. На фоне этого предельно здравого и прагматичного ответа Россия уже начала «внезапный» ремонт железной дороги на пути в Эстонию, а одна крупная российская розничная торговая сеть заявила об отказе от эстонских продуктов, которых, кстати, покупая там еду постоянно и не один год, я там не видел.

Между тем пока еще ни разу экономические санкции России против бывших советских республик не привели к желаемым результатам, если считать таковыми улучшение отношения к нашей стране или экономический крах неугодных нам режимов. Запретили гражданам Грузии въезжать в Россию, объявив исторически дружественной нам соседней стране транспортную блокаду,-- граждане Грузии стали массово получать гражданство соседней Армении и уже с ним беспрепятственно и совершенно законно въезжать в российские пенаты. А последствия политически мотивированных запретов на ввоз товаров из не нравящихся Москве стран в свое время очень точно выразил министр экономики Грузии Каха Бендукидзе, хорошо изучивший российскую экономику и политические нравы изнутри за годы ведения бизнеса в России. Он сказал грузинским производителям примерно следующее: «Представьте себе, что России нет, на ее месте море. Вы же не торгуете с морем». Торговцы просто ищут новые рынки сбыта.

Не знаю, греет ли душу наших патриотов мысль, что после российских санкций или перехода на рыночные цены во взаимной торговле бедные Грузия с Молдавией или Украина с Белоруссией стали еще беднее. Только сами подумайте: будет ли тот, кого вы стараетесь разорить, с почтением и уважением относиться к разорителю?

Да, если брать Эстонию, торговля с Россией для нее весьма важна: мы для Таллина самый крупный экономический партнер за пределами Евросоюза. Но именно что «за пределами». Эстония не такая большая страна, чтобы ЕС без ущерба для общеевропейской макроэкономической стабильности не помог ей компенсировать возможные потери от российских санкций. К тому же жители Эстонии в отличие от жителей Грузии или Украины вовсе не стремятся на российский рынок труда и не горят желанием получать российское гражданство. Более того, никакой заметной глазу миграции русскоязычного населения Эстонии в Россию за 16 лет с момента распада СССР что-то не наблюдалось. Значит, видимо, русскоязычных жителей этой балтийской страны жизнь там устраивает не меньше, чем в России. Если мы с помощью санкций надеемся сделать русскоязычных эстонцев бедняками и полными политическими изгоями в их стране, едва ли им понравится такая «помощь» российских властей.

Обида в современной политике -- неконвертируемая валюта. Наказывать другие страны можно лишь так, чтобы в этом наказании был толк. Пока же население тех стран, против кого мы вводили или собирались вводить санкции, лишь теснее сплачивалось вокруг своих властей и начинало лучше понимать, почему эти власти не слишком ладят с российской. Наказывать, не зная, чего конкретно вы хотите от «провинившихся», а именно так строится нынешняя российская внешняя политика, нелепо вдвойне.

...А теперь просто представьте себе, что эстонские власти выступили бы против демонтажа или переноса любого памятника на территории России (у нас словно забыли, что памятник Бронзовому солдату и могилы под ним в Эстонии не уничтожают, а лишь переносят). Что эстонцы начали бы пикетировать по этому поводу посольство России в Таллине и пытаться не выпускать из здания российского посла. Не правда ли, российские патриоты были бы первыми, кто в таком случае покрутил пальцем у виска...

Семен Новопрудский