Время новостей
     N°233, 20 декабря 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.12.2001
Успех не зависит от денег
«Тойота», потратив 700 млн долларов, готова пожертвовать первым сезоном в «Формуле-1»
17 декабря в Кельне наконец-то свершилось событие, которого поклонники гонок «Формулы-1» с нетерпением ждали последние несколько месяцев. Новая японская команда Toyota, за два последних года уже истратившая на разработку программы участия в «Формуле-1» около 700 млн долларов, наконец-то представила свой первый боевой автомобиль Toyota TF102, которому предстоит открыть новую страницу в спортивной истории компании. По словам технического директора Toyota австрийца Густава Брюннера (японская «конюшня» переманила его летом этого года из итальянской Minardi, посулив ему фантастическую зарплату в 12 млн долларов за три года), дизайн нового болида в корне отличается от неудачной по конструкции машины, которую команда обкатывала на тестах весь прошедший сезон, но в то же время предельно консервативен. Пока Toyota делает ставку не на скорость, а на надежность.

«Мы должны быть реалистами. Первый год будет потрачен на обучение. Пока для нас главное -- пройти квалификацию на всех «Гран-при» сезона-2002, как можно чаще добираться до финиша гонок, научиться выступать в «Формуле-1» и заложить платформу для будущих успехов. Но мы новички, так что не ждите от нас сразу очень многого, дайте нам провести четыре-пять «Гран-при», а там посмотрим», -- заявил руководитель команды швед Уве Андерссон на представлении своего первого боевого «скакуна», которое прошло на базе Toyota F1 в Германии, в присутствии (редчайший случай!) самого крестного отца «Формулы-1» Берни Экклстоуна.

По оценкам экспертов, только на презентацию нового болида, для которой на поляне перед заводом команды пришлось построить гигантский актовый зал почти на 1000 мест, Toyota потратила около 1 миллиона долларов. Всего же бюджет команды, которая, как и Ferrari, будет производить не только шасси, но и собственные моторы, составит в 2002 году, по разным оценкам, от 500 до 600 млн долларов, что почти в два раза больше бюджета Ferrari и в три-четыре раза превосходит бюджеты McLaren и Williams. Большую часть этих средств команде, естественно, предоставляет сама Toyota и титульный спонсор команды фирма Panasonic, чей логотип украшает борта и задний спойлер машины, окрашенной в бело-красные национальные японские цвета. Впрочем, и более мелкие спонсоры и технические партнеры вносят в бюджет команды немалые суммы, тем более что число их постоянно увеличивается. Так, всего за три дня до презентации объявили о подписании спонсорского контракта с косметической фирмой Wella, а уже непосредственно на представлении было заявлено о начале сотрудничества с одним из лидеров в области коммуникационных технологий компанией American On Line. Однако, несмотря на самый большой в истории «Формулы-1» и автогонок вообще бюджет, в Toyota пока весьма скромно оценивают собственные возможности. «Успех не зависит от денег, -- уверен Андерссон. -- Нужно, чтобы команда научилась работать, как хорошо отлаженный механизм. Купить это за деньги невозможно, на это нужно время».

Ожидается, что пилоты японской «конюшни»: опытный финн Мика Сало и великовозрастный дебютант шотландец Аллан Макниш -- впервые выведут новую Toyota на трассу в начале января. Учитывая, что в этом году команда тестировалась в гордом одиночестве, это будут первые совместные с другими командами «Ф-1» испытания. «Тогда-то мы и узнаем, на что можем реально рассчитывать в будущем году, -- считает Сало. -- Ждать осталось недолго».

Пока кроме Toyota свой новый автомобиль образца 2002 года представила лишь команда British American Racing. Но презентация BAR 004, прошедшая в Англии на следующий день после представления Toyota, оказалась в тени сенсационного заявления об уходе со своего поста исполнительного директора команды Крейга Поллока, руководившего BAR с момента ее дебюта в «Ф-1» в 1999 году. Его место занял бывший директор Benetton Дэйв Ричардс.

Многие специалисты сходятся во мнении, что после отставки Поллока команду в скором времени покинет и близкий друг Крейга, первый пилот BAR, чемпион мира 1997 года канадец Жак Вильнев. Сейчас, правда, искать новую «конюшню» на сезон-2002 уже поздно, поэтому переход в другую команду Жаку все-таки придется перенести как минимум на год.

Алексей КЛИМОВ