Время новостей
     N°75, 27 апреля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.04.2007
Снова строим Волго-Дон
Президент предложил удвоить канал
Создать международный консорциум по строительству второй линии Волго-Донского канала предложил правительству России президент Владимир Путин во вчерашнем послании Федеральному Собранию. «В предварительном порядке я уже говорил со своими коллегами из республик вокруг Каспия», -- добавил он. По мнению президента, новая линия шлюзов (а именно эти гидротехнические сооружения определяют пропускную способность канала в целом) качественно изменит геополитическое положение прикаспийских государств, дав им выход в Черное и Средиземное моря и далее в Мировой океан. «А для России это может стать еще одним крупнейшим, экономически выгодным инфраструктурным проектом». Эксперты, правда, отмечают, что водный путь плохо подходит для транспортировки главного экспортного ресурса Прикаспийского региона -- нефти.

Как сообщили вчера «Времени новостей» в Министерстве транспорта, идея расширения пропускной способности Волго-Донского канала обсуждалась в этом году на двух российско-казахстанских встречах: 19 марта президентами Владимиром Путиным и Нурсултаном Назарбаевым и 13 апреля министрами транспорта двух стран Игорем Левитиным и Сериком Ахметовым. Проект находится на самой ранней стадии изучения.

За прошлую (2006 года) навигацию через шлюзы, находящиеся под управлением ФГУ «Волго-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства», было перевалено 13,4 млн тонн грузов. Минтранс полагает, что строительством еще одной линии шлюзов можно было бы увеличить пропускную способность канала примерно в 2,5 раза -- до 30--35 млн тонн в год. Хотя сроки и стоимость реализации проекта пока не рассчитаны, он, несомненно, расширил бы возможность доставки грузов водным путем из каспийских портов в черноморские.

Но вот сделать Волго-Дон серьезным каналом транспортировки каспийской нефти вряд ли возможно. В прошлом году через него было перевезено 4,137 млн тонн нефтепродуктов. Даже если эту цифру увеличить в 2 или в 2,5 раза, она все равно останется незначительной по меркам международного нефтяного бизнеса. Еще важнее то, что по реке идут почти исключительно продукты нефтепереработки, предназначенные для удовлетворения собственных потребностей регионов европейской части России. На сырую нефть из указанного 4-миллионного объема прошлогодней перевалки приходится всего 14 тыс. тонн.

Для перекачки каспийской сырой нефти к портам Черного моря в настоящее время уже построены два мощных международных трубопровода: «Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК, частично проходит по территории России) мощностью 22 млн тонн нефти в год и Баку--Джейхан (в обход России) мощностью 50 млн тонн. Конкурировать с ними Волго-Дону не под силу. Кроме того, необходимо иметь в виду, что возможность поставки нефти с Каспия на мировой рынок водным путем ограничена пропускной способностью проливов Босфор и Дарданеллы, ведущих из Черного моря в Средиземное. Эта способность уже фактически исчерпана. Сейчас одновременно строятся два трубопровода в обход проливов: трансбалканский Бургас--Алексанруполис (проектная мощность 35 млн тонн нефти с возможностью увеличения до 50 млн тонн) и турецкий Самсун--Джейхан (предполагаемые объемы транспортировки -- 50 млн тонн с увеличением до 70 млн тонн) . Однако до тех пор, пока они не будут завершены, возможности радикально увеличить поставку каспийской нефти на Запад нет, а следовательно, нет потребности в альтернативных путях такой доставки.




В течение 1949--1952 годов (за 3,5 года) был построен Волго-Донской судоходный канал длиной 101 км с 13 судоходными шлюзами, 3 насосными станциями, 13 плотинами и дамбами, 7 водосбросами и водоспусками, 22 судоходными каналами, 2 аварийно-ремонтными заграждениями, 8 постами, паромными переправами, остановочными пунктами, пристанями и приканальной автомобильной дорогой 100 км. Всего на канале построено 96 гидротехнических сооружений. Он соединил в единую цепь воднотранспортную систему, связывающую моря европейской части нашей страны.

Проектная пропускная способность канала была определена в 11 млн тонн за навигационный период. При рациональной организации пропускная способность канала может быть доведена до 13 млн тонн.

Продолжительность навигации в бассейне составляет порядка 240 суток (8 месяцев).

За 54 года эксплуатации по каналу перевезено 329 млн тонн грузов, более 4,1 млн пассажиров, произведено 4,4 млн шлюзований, пропущено 430,4 тыс. единиц флота. Насосные станции перекачали 56 млрд куб. м воды.

Михаил КУКУШКИН