Время новостей
     N°75, 27 апреля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.04.2007
Свободный браконьер
Сбежавшего от норвежцев российского капитана наказали штрафом
Первомайский окружной суд Мурманска вчера огласил приговор по делу капитана траулера «Электрон» Валерия Яранцева, осенью 2005 года сумевшего уйти от погони норвежских военных кораблей, которые пытались задержать его за браконьерство. По главному пункту обвинения -- в незаконном лишении свободы -- суд капитана оправдал, решив, что двух норвежских инспекторов, оказавшихся в момент бегства траулера на его борту, никто насильно не удерживал. Тем не менее г-н Яранцев был признан виновным в незаконной добыче морских животных (ст.256-3), за что его приговорили лишь к штрафу в 100 тыс. рублей.

Знаменитый рейд «Электрона», за которым в прямом телеэфире несколько дней следили в России и Норвегии, начался 15 октября 2005 года. В тот день на борт траулера, проводившего лов в установленной Норвегией рыбоохранной зоне у Шпицбергена, поднялась норвежская инспекторская группа. Она обнаружила ряд серьезных нарушений, и судну под конвоем было приказано следовать в порт Тромсе для разбирательства. Капитан «Электрона» поначалу подчинился требованиям береговой охраны, но чуть позже «рванул» в сторону родных берегов. Четыре военных корабля Норвегии бросились следом, но приблизиться к траулеру не могли из-за сильного шторма и большой скорости. Четверо суток «Электрон» упрямо рвался в сторону российских территориальных вод, открытым текстом посылая своему судовладельцу радиограммы о готовности «погибнуть, но не сдаться» и «идти на таран вредных иностранцев». Все это время на борту «Электрона» оставались два норвежских офицера, поднявшиеся туда для корректировки курса и охраны доказательств выявленных нарушений. На границе «Электрон» встречали корабли ВМФ России, и лишь тогда двое норвежских «иммигрантов поневоле» смогли покинуть «Электрон».

История капитана Яранцева вызвала бурную реакцию властей обеих стран. В России политики его называли героем, в Норвегии -- пиратом. Глава Федерального агентства по рыболовству Станислав Ильясов заявил, что Норвегия не имела права арестовывать наше судно в международных водах, и связал это ЧП с «проблемой шпицбергенской зоны», откуда Норвегия «пытается вытеснить Россию».

Тем не менее прокуратура Мурманской области по присланным норвежскими властями материалам возбудила уголовное дело и в ходе уже своей проверки подтвердила, что «Электрон» действительно использовал запрещенные орудия лова. Сразу по прибытии в родной порт г-н Яранцев слег в больницу с сердечным приступом, но как только поправился, ему предъявили обвинения.

Суд над капитаном начался в июне, но процесс затянулся: основными свидетелями по делу были моряки, которых работа разбросала по разным судам. Пока шел процесс, сам г-н Яранцев успел поучаствовать в выборах в Мурманскую облдуму от ЛДПР, правда, не смог набрать необходимого числа голосов.

В ходе прений прокурор требовал признать Яранцева виновным по обеим статьям УК, но ограничиться условным наказанием (на три года) и штрафом. Кроме того, прокуратура настаивала на запрещении Яранцеву занимать должность капитана рыбопромыслового судна. Но суд согласился признать капитана виновным только в браконьерстве, сняв с него обвинение в незаконном лишении свободы. По мнению судьи, находившиеся на борту «Электрона» двое сотрудников норвежской береговой охраны не подвергались никакому принуждению, поскольку им предлагалось покинуть судно, а впоследствии им были предоставлены питание и каюта. Более того, суд признал действия береговой охраны Норвегии по аресту российского траулера и принуждению его следовать в норвежский порт незаконными. «Действия Яранцева по возвращении в порт Мурманск являются правомерными», -- отмечено в приговоре.

Сам капитан Яранцев вчера заявил, что «категорически не согласен с приговором» и продолжит настаивать на своей полной невиновности и оправдании. Но вместе с тем он признал, что суд, по большому счету, оказался на его стороне. «Меня удивило, что наконец-то обращено внимание на незаконные действия норвежской береговой охраны в этой части архипелага Шпицберген», -- отметил капитан. При этом он еще раз подтвердил, что теперь будет обращаться в Международный суд в Гааге с просьбой о признании незаконными действий норвежского правительства в районе Шпицбергена, который российская сторона считает открытыми международными водами (Норвегия их таковыми не признает. -- Ред.). Но самое главное, как признал г-н Яранцев, он снова может выйти в море: «Самым страшным для меня был бы запрет на работу. Этого не произошло, и в ближайшее время я вернусь в море».

Эдуард ЛОМОВЦЕВ