Время новостей
     N°73, 25 апреля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.04.2007
Конкуренты не дремлют
Турция приступила к строительству нефтепровода Самсун--Джейхан в обход проливов
Правительства России, Греции и Болгарии только планируют нефтепровод Бургас--Александруполис, а Турция уже приступила к реализации своего проекта в обход проливов Босфор и Дарданеллы -- 550-километрового нефтепровода из черноморского порта Самсун до средиземноморского Джейхана. Вчера в Джейхане был дан официальный старт строительства этого трубопровода мощностью в 50 млн тонн. Ожидается, что прокладка трубы будет завершена уже в следующем году, а в 2011 году по нему уже будут прокачаны первые партии нефти из России и стран Каспийского региона. Российские эксперты весьма прохладно оценивают новый маршрут, отмечая, что операторы проекта могут столкнуться с нехваткой нефти.

Строительство нефтепровода ведет компания Trans Anadolu Petrol Boru Hattэ, созданная на паритетных началах турецкой Chalэk Enerji и итальянской Eni. В прошлом году к проекту присоединилась и индийская Indian Oil Corporation Ltd, выкупившая 12,5% в Trans Anadolu. Кроме того, интерес к проекту проявлял концерн Shell. Согласно планам, пропускная способность трубы на начальном этапе должна составить около 1 млн баррелей в сутки (примерно 50 млн тонн в год) с возможностью увеличения до 1,5 млн баррелей в сутки (70 млн тонн в год). Стоимость проекта пока оценивается примерно в 1,5--2 млрд долларов.

Идеи строительства трубопровода в обход перегруженных турецких проливов уже давно обсуждаются на рынке. Однако до сих пор ни один из этих проектов реализован не был. Прошлый год с его рекордно высокими ценами на нефть, а значит, рекордно высокими штрафами за задержки поставок, заставил правительства всех заинтересованных стран более активно взяться за проработку этого вопроса. Кстати, как рассказывал на днях начальник департамента стратегии и зарубежных проектов «Газпром нефти» Николай Серегин, ежегодно от простоев в пробках на входе в черноморские проливы компании теряют порядка 700--750 млн долл. Причем наибольшие потери приходятся на три зимних месяца.

В марте этого года Россия, Греция и Болгария после многолетних дебатов наконец подписали соглашение о совместной реализации конкурирующего проекта Бургас--Александруполис мощностью в 35 млн тонн с последующим увеличением до 50 млн тонн. По соглашению, 51% проекта будет принадлежать российским «Транснефти», «Газпром нефти» и «Роснефти», остальное будет поровну разделено между Болгарией и Грецией. Оператором строительства назначена «Транснефть». Правда, пока дальше подписания соглашения правительствам продвинуться не удалось. Договор о начале строительства должен быть ратифицирован парламентами трех стран, однако ни один из них этого еще не сделал. Лишь потом страны смогут создать совместную компанию, которая займется проработкой деталей реализации проекта.

Так что пока Турция явно на несколько шагов опережает трансбалканский проект. Но российских участников рынка это не пугает. «В строительстве Самсун--Джейхана участвуют компании, не являющиеся поставщиками нефти из регионов, на которые ориентирован этот нефтепровод. При этом он начинает строиться на фоне запуска нефтепровода Баку--Джейхан, соединяющего месторождения каспийского региона с Средиземным морем, и подписания соглашения по Бургасу--Александруполису», -- отмечает аналитик МДМ-банка Андрей Громадин. По словам аналитика, если даже Турции удастся запустить этот нефтепровод первой, то российские компании он вряд ли заинтересует: «Безусловно, в выборе маршрута будет иметь место экономическая составляющая проекта, в частности тарифы на прокачку, но скорее всего компании будут стремиться работать со своими трубопроводами». Тем более что Бургас--Александруполис был одобрен на высшем правительственном уровне. Ранее о своем интересе к транспортировке по этому нефтепроводу говорила российская ТНК-ВР. Вчера в пресс-службе компании «Времени новостей» сказали, что пока не рассматривали этот вариант транспортировки.

Анна ГОРШКОВА