Время новостей
     N°231, 18 декабря 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.12.2001
«Адвокат дьявола» без работы не останется
Невеста Шакала защитит соратника Бен Ладена
«Его обязаны судить во Франции. Французское правительство, ратующее повсюду за отмену смертной казни, должно доказать, что его намерения по-настоящему искренни. Поэтому у официального Парижа нет иного выхода, кроме как выступить в поддержку Муссауи... Физическое лицо, пользующееся защитой французских консульских служб, никто не имеет права приговорить к смертной казни», -- убеждена Изабель Кутан-Пейр. «Адвокат дьявола» -- так называют пассионарию французской юриспруденции коллеги по ремеслу -- стала защитницей французского гражданина марокканского происхождения Захариаса Муссауи, первого из американских заключенных, которому предъявили обвинение в соучастии в террористических актах, совершенных фанатиками из «Аль-Каиды» 11 сентября.

Что стоит за этим демаршем мэтра Кутан-Пейр? Профессиональная независимость, граничащая с романтизмом, или погоня за геростратовой славой? Трудно ответить однозначно, особенно если учесть весьма своеобразный профессиональный бэкграунд этой хрупкой женщины, отметившей весной этого года свое 45-летие в парижской тюрьме «Санте». Единственным «гостем» празднества был Ильич Карлос Рамирес по прозвищу Шакал. Гражданин Венесуэлы, долго считавшийся «мировым террористом номер один» и осужденный к пожизненному заключению во Франции, он теперь считается женихом своего адвоката. Сама же Изабель Кутан-Пейр, разводящаяся с прежним супругом, при каждом удобном случае спешит заявить, что их будущий союз с Карлосом -- незадавшимся студентом Московского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы и профессиональным киллером -- это «брак по любви и общности идей».

Если верить парижским коллегам Изабель Кутан-Пейр, эта женщина с неизменной пахучей сигаркой в руке является «настоящим бриллиантом французской юриспруденции» и отличается потрясающей работоспособностью. Секрет ее успехов на поприще служителей Фемиды прост и неоднократно проверен: главное не то, как завершается дело, а то, насколько оно разрекламировано прессой. Не случайно помимо Карлоса-Шакала среди клиентов мэтра Кутан-Пейр были террористы всех мастей: Магдалена Копп из немецкой «Фракции Красной армии» и боевики французского «Прямого действия», алжирские исламские фундаменталисты и палестинские моджахеды... Она сама называла эти судебные досье «успешными политическими процессами, заранее обреченными на неудачу». Неужто теперь в продолжение этих дел -- еще одно, героем которого является Захариас Муссауи?

«Я опасаюсь манипуляций американской юстиции, -- говорит Изабелль Кутан-Пейр. -- После событий 11 сентября американцы готовы на все. То, что судить Муссауи будет не военный трибунал, а гражданский, вовсе не является гарантией безопасности моего клиента. В любом случае в программе по четырем пунктам обвинения из шести намечена смертная казнь». Для сравнения: во Франции по таким же обвинениям Муссауи получил бы вероятнее всего лет десять тюрьмы. Учитывая перенаселенность французских камер, при хорошем поведении за решеткой он бы вышел на свободу, как показывает практика, через семь лет. А тут эти упрямые янки разозлились не на шутку и готовят суд над «совершенно невинным французским гражданином» в какой-то Виргинии, за тысячи верст от живописного Дворца юстиции на парижском острове Сите!

«Обвинения, выдвигаемые против моего клиента, -- плод болезненных галлюцинаций, -- заявляет мэтр Кутан-Пейр. -- Американцы утверждают, будто он учился водить самолет, но ни разу так и не поднимался в воздух за штурвалом. Что же получается: только за то, что ты поступил на курсы пилотажа, тебе грозит смертная казнь? Также говорят, будто мой подзащитный получал денежные переводы из Гамбурга. Во-первых, это еще не доказано, а во-вторых, где состав преступления? И вообще, мы намерены создать общественный комитет за освобождение Захариаса Муссауи, слово в его защиту непременно должно сказать и французское правительство!»

Невеста Карлоса, как всегда, энергична и полна праведного гнева. Раздувая медиакостер вокруг французского мусульманина в американской каталажке, «адвокат дьявола» словно старается замолчать весьма очевидный факт: защищая террористов, ни одного дела она до сих пор не выиграла. Правда, раньше у нее, держащей кабинет по престижному парижскому адресу 215-бис, бульвар Сен-Жермен, были профессиональные победы, но в основном в «прюдомальных» (примирительных) судах. Однако на больших, престижных процессах ей никак не везет. И с венесуэльским Ильичом вышла незадача: Шакал, в своем эпистолярном творчестве называющий Усаму Бен Ладена не иначе как «мой брат», засел на всю оставшуюся жизнь в парижской тюрьме «Санте». И с Муссауи не все гладко: вряд ли американская Фемида так быстро сменит гнев на милость и позволит исламскому интегристу, бравирующему воинствующими убеждениями, поменять камеру в Виргинии на нары у берегов Сены. Тем не менее Изабель Кутан-Пейр оружия складывать отнюдь не собирается. Она знает: пока суд да дело, все больше поднимается шум вокруг скамьи подсудимых! А разве не это главное?

Кирилл ПРИВАЛОВ, Париж