Время новостей
     N°69, 19 апреля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.04.2007
Никита Кадан: В основе многих художественных начинаний на Украине лежит неподконтрольный коллективизм
Один из лидеров молодого искусства Киева, группы «Р.Э.П.» («Революционное экспериментальное пространство»), Никита КАДАН рассказал «Времени новостей» о том, как структурировано современное искусство на Украине.

-- Какие институции работают с современным искусством в Киеве?

-- На сегодня таковых две: Центр современного искусства при национальном университете «Киево-Могилянская академия» и PinchukArtCentre. Первый был основан в первой половине девяностых и входил в сеть соросовских центров современного искусства на постсоветском пространстве. Тогда там делались масштабные проекты украинского современного искусства, художники получали гранты. Конец 90-х -- начало 2000-х было временем такого ликбеза: привозили выставки Бойса, Кошута, Уорхола, Куннелиса.

А потом финансирование начало сворачиваться. Центр стал самостоятельным, уже экс-соросовским. Поменялась программа: появились выставки дизайна и репортерской фотографии. Все это сопровождалось неким замиранием, уменьшением интенсивности.

В конце 2004-го в центре появилась наша группа. 2005-й был годом резиденции «Р.Э.П.» в ЦСИ, тогда началась переориентация центра на образовательные программы и работу с молодыми художниками, а в 2007-м мы открыли там «Штаб», мини-институцию, занимающуюся кураторскими проектами с художниками нашего поколения.

ЦСИ сейчас ориентируется не на масштабные шоу, а на процессуальные проекты, воркшопы и резиденции для художников.

Центр Виктора Пинчука (PinchukArtCentre) был задуман несколько лет назад, и организаторы хотели разместить его в здании киевского Арсенала -- огромного здания XVIII века с гигантскими залами, служившими раньше ружейным складом. Там была проведена большая выставка «Прощай, оружие» и начались работы по обустройству выставочного пространства. После «оранжевой революции» планы поменялись -- в Арсенале сейчас организовывается государственный музейный комплекс, а PinchukArtCentre открылся в прошлом году в торгово-развлекательном комплексе «Арена». Этот центр делает зрелищные интернациональные выставки, гламурные по форме и доступные по содержанию. На каждую приходят десятки тысяч посетителей, центр является постоянным объектом внимания масс-медиа. Центр частный, он собирает коллекцию современного искусства, им занимается международная команда кураторов.

Третий центр современного искусства планируется открыть в Арсенале, там же будет Музей современного искусства. Сейчас комплекс зданий Арсенала ремонтируется и перестраивается, однако открылась небольшая галерея, на основе выставочной программы которой будет формироваться коллекция будущего музея. Центр в Арсенале будет государственным, политика его пока неясна.

-- В чем разница между Киево-Могилянским ЦСИ и московским ГЦСИ?

-- В первую очередь в отсутствии в нашей аббревиатуре буквы «Г». ЦСИ зарегистрирован как «благотворительная организация». Хотя киевский центр и является формальной частью государственного учебного заведения, он независим в ведении своей политики.

-- Как живет современное искусство в других городах Украины?

-- Региональная художественная активность почти не институциализирована и связана с деятельностью сообществ молодых художников. Единственная форма институции современного искусства в регионах (если не считать эпизодических появлений актуальных художников в более консервативных выставочных пространствах) -- это artist run spaces. Неподконтрольный коллективизм, потребность формировать локальную творческую среду лежат в основе таких начинаний, как сквот-галерея «SOSка» в Харькове, фестиваль современного искусства «Дідцебаба» в селе Чернянка под Херсоном или находящийся в квартире одного художника «Херсонский музей современного искусства». Здесь же можно упомянуть украинско-австрийско-немецкую группу «Карпатский театр», организовавшую пространство для своих проектов в сельской хате на западе Украины.

Деятельность этих институций, а также создавших их художников направлена, с одной стороны, на выживание современного искусства в провинции, с другой -- на исследование локального контекста, работу с местным материалом, с действительно актуальной для художников проблематикой.

Вместе с киевскими группами Psia Krew, Totoro Garden, «Р.Э.П.», региональные сообщества составляют новое поколение в украинском современном искусстве. И именно деятельность сообществ сейчас провоцирует изменения в украинской художественной ситуации.

//  читайте тему  //  Выставки