Время новостей
     N°67, 17 апреля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.04.2007
Под подозрением все
Британцы не особо доверяют даже банкам-гигантам
Недоверие клиентов к банкам заметно не только в России, но и в Великобритании, финансовый рынок которой трудно назвать неразвитым. По данным опроса, проведенного британским сайтом о личных финансах Fool.co.uk среди 4000 своих читателей, две трети клиентов не доверяют даже так называемым банкам «большой пятерки» -- HSBC, Barclays, Lloyds TSB, NatWest/RBS и Halifax/Bank of Scotland (HBOS).

Каждый восьмой из опрошенных утверждает, что банки продали ему продукты, в которых он не нуждался, а каждый шестой не понимает, куда были списаны некоторые суммы с его счетов. Почти три четверти клиентов Barclays подозревают, что банк имеет свои интересы при продаже им продуктов. Банку HSBC клиенты доверяют больше всех, за ним по нисходящей следуют Lloyds TSB, NatWest/RBS и HBOS.

«Доверие потребителей к банкам «большой пятерки» упало до явно недопустимого уровня, -- заявил глава отдела личных финансов Fool.co.uk Дэвид Кьюо. -- Особенно тревожит то, что финансовые продукты становятся все более сложными. И клиенты должны доверять банкам, которые должны указать им правильный выбор. Поэтому мы убеждаем клиентов больше расспрашивать свои банки об особенностях продуктов, искать таким образом подходящие именно им предложения».

В России доверие населения к банкам регулярно измеряет ВЦИОМ. Судя по его последним данным, доверие россиян к нашей банковской системе в последние два года стабильно находится на уровне 32--33% -- именно такая доля опрошенных имеет вклады в банках. Правда, поименным доверием к банкам ВЦИОМ пока не озаботился, хотя и узнал, что брать кредиты россияне предпочитают в Сбербанке (30%) и «Русском стандарте» (25%). Эти же банки, по данным опроса, лидировали по числу недовольных обслуживанием.

Отечественные банкиры в свое оправдание утверждают, что многие клиенты сами виноваты: не читают договор вклада или кредита, который подписывают, не интересуются условиями до его заключения. Многие банки на практике столкнулись с тем, что клиенты плохо разбираются в нюансах предложений. Так, Альфа-банку, Импэксбанку, Ситибанку и ряду других приходилось в свое время сокращать широкую линейку продуктов до нескольких стандартных предложений. Это касалось, например, вкладов и предложений по пластиковым картам. Иными словами, у российских банкиров те же проблемы с клиентами, что и у британских.

Финансовая безграмотность россиян при усложняющихся предложениях банков вызывает озабоченность на самом высоком уровне. Правительство подготовило целевую федеральную программу по повышению финансовой грамотности, сообщил недавно замминистра финансов России Сергей Сторчак. На программу государство готово выделить 80--100 млн долл. в течение пяти--девяти лет (видимо, длительность программы будет зависеть от того, насколько быстро повысится у населения финансовая грамотность). А заимствовать опыт будут у Всемирного банка, подпорченная репутация главы которого не должна сказаться на финансовом ликбезе россиян. Хотя передавать нам опыт по борьбе с коррупцией и семейственностью ВБ не просят.

Елена ХУТОРНЫХ