Время новостей
     N°67, 17 апреля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.04.2007
Темнота - друг молодежи
Столичные музеи заставят работать до полуночи
Столичные власти считают, что нашли для московской молодежи альтернативу традиционным ночным развлечениям. В Международный день музеев, когда в рамках Дней исторического и культурного наследия все столичные галереи работают бесплатно, пройдет организованная правительством города акция «Ночь в музее». Восемь городских музеев будут работать до полуночи. Об этом вчера сообщила первый заместитель мэра, руководитель комплекса социальной сферы города Людмила Щвецова. По ее словам, таким образом власти хотят привлечь в музеи именно юное поколение москвичей, «которые привыкли вести ночной образ жизни».

Как пояснили «Времени новостей» в комитете по культуре города, пока это только первый, пилотный проект, во время которого чиновники надеются выявить контингент ночных посетителей музеев и реакцию москвичей на это начинание. «Главный вопрос и проблема -- кто придет в это время в музей, -- считают в отделе музейно-выставочных работ городского комитета по культуре. -- Маловероятно, что это будут традиционные интеллигентные посетители, которые ходят в музей с утра, на свежую голову. Вероятнее всего это будет молодежь, которая еще тусуется в ночное время на улицах». А поэтому нужно продумать и отработать такие составляющие ночного культурного досуга, как транспорт и обеспечение безопасности музеев.

Уже с 2008 года власти столицы планируют сделать «ночи в музее» регулярными и расширить число «круглосуточных» просветительских экспозиций. Если в майской акции 2007 года примут участие крупные музеи города -- такие, например, как Государственный музей А.С Пушкина, Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», музей-панорама "Бородинская битва" и другие, -- то в дальнейшем московские чиновники надеются привлечь и федеральные выставочные центры. По словам г-жи Щвецовой, правительство Москвы обратится с соответствующей просьбой в Минкультуры и массовых коммуникаций России.

Идею продления времени посещения галерей столичные власти позаимствовали у культурных центров Европы, где музеи уже давно приспособились к посетителям-«совам». В разных европейских городах, по словам председателя комиссии по науке и образованию Мосгордумы Евгения Бунимовича, ночная работа музеев организуется по-своему: где-то это один единый для всех день ночных посещений, а, например, в Брюсселе каждый музей имеет свое ночное расписание. По его мнению, Москва, претендующая на звание культурной столицы и туристического центра, обязана иметь подобные «фишки и в такой академической, закоренелой категории, как музей». «Музеям не стоит стесняться ни подобных акций, ни агрессивных рекламных кампаний, -- заявил г-н Бунимович «Времени новостей», -- ведь такая лабильная форма работы с посетителями будет способствовать культурному просвещению горожан».

Готовность москвичей участвовать в подобных просветительских акциях частично подтверждает и семилетняя практика проведения в городе Дней исторического и культурного наследия, когда доступными становятся не только музеи города, но и закрытые в обычные дни для посещения памятники культуры. По данным городского комитета по культуре, если в 2001 году за два дня акции бесплатного посещения в музеи пришло 600 тыс. человек, то в 2003 году число посетителей достигло 1 млн. А в этом году музейные работники ожидают более 1,5 млн посетителей. Правда, существенную часть посетителей составляют школьники, приезжающие в музеи вместо уроков, однако столичные власти видят в этом «московскую специфику», ориентированную на «культурное развитие подрастающего поколения».

Уверен депутат и в том, что переход на ночное время работы не только привлечет интеллигентную московскую молодежь, которой помимо ночных клубов и дискотек необходимы иные формы проведения досуга, но и «встряхнет» музейное сообщество. Некоторые его представители, по мнению г-на Бунимовича, «мемориально замерли», не предлагая ничего нового. Он надеется, что новое время работы заставит музеи искать и новые формы выставочных программ.

Юлия ХОМЧЕНКО