Время новостей
     N°67, 17 апреля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.04.2007
Что общего между Палестиной и Косово?
Балканы -- это прецедент не только для республик бывшего СССР
Россия остается на прежних позициях по вопросу определения статуса Косово и выступает «против поспешных решений, чреватых созданием прецедента в европейском и более широком контексте». Об этом заявил официальный представитель Министерства иностранных дел России Михаил Камынин накануне визита своего шефа Сергея Лаврова в Белград в середине этой недели. Западные страны, как известно, торопятся предоставить автономному краю Косово независимость от Сербии. Москва же категорически против спешки и, по данным «Времени новостей», готова применить в Совете Безопасности ООН право вето, если на голосование будет выставлен проект резолюции о независимости Косово, пускай для начала ограниченной и подконтрольной международному сообществу.

О том, что Косово может стать примером для добивающихся независимости непризнанных республик постсоветского пространства, таких как Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье, говорится много. Но на международных переговорах, посвященных судьбе этого неспокойного балканского края, звучат и другие аналогии, причем обращенные не только в будущее, но и в прошлое. Так, кое-кто из западных дипломатов напоминает, что Москва одной из первых согласилась с планом раздела британской подмандатной территории на два государства: Палестину и Израиль. Так почему, мол, не согласиться и сейчас с появлением на Балканах нового молодого государства Косово?

Российские дипломаты вполне согласны с тем, что опыт, связанный с созданием в 1948 году Израиля, «дает определенную пищу для размышлений». Об этом сказано в «Обзоре внешней политики России», обнародованном в конце марта. Но там, судя по всему, не было возможности остановиться на вопросе подробнее, хотя несколько фраз позволяют понять, что, изучая тот ближневосточный опыт, Москва делает иные выводы, чем ее сегодняшние оппоненты на Западе. Ведь Государство Израиль было создано, а вот Палестина -- до сих пор нет. А не поспешили ли тогда великие державы выпустить урегулирование кризисной ситуации из-под контроля и нужно ли торопиться сейчас, наступая на те же грабли?

«В силу известных причин процесс территориально-политического обустройства Палестины вышел из-под контроля международного сообщества», -- сказано в обзоре, напоминающем, что это один из «ключевых факторов» продолжающегося конфликта между израильтянами и арабами. И тут же в связи с Косово: «В случае навязывания одностороннего решения по Косово мы не поддержим в Совбезе ООН такой вариант, который чреват серьезными негативными последствиями для региональной и международной стабильности».

К тому же есть серьезное различие: край Косово входит в состав Сербии, и здесь предполагается раздел независимого государства, а вот в 1940-х, когда планировалось создание Палестины и Израиля, речь шла об обустройстве британской подмандатной территории и о несостоятельности политики британских властей, которые были вынуждены вынести вопрос на рассмотрение ООН.

Тот опыт лишний раз доказывает, что нельзя выпускать урегулирование кризиса из-под контроля международного сообщества, пока не решены все основные вопросы. Применительно к Палестине речь идет о решении Генассамблеи ООН №181 от 29 ноября 1947 года, которым предусматривалось создание двух государств и выделение города Иерусалима в самостоятельную административную единицу под международным контролем. Одностороннее провозглашение независимости Израиля в 1948 году решило лишь часть вопросов, причем за счет арабской стороны. И сегодня проблема как раз и состоит в том, что международное сообщество предъявляет к палестинцам, не имеющим своей государственности, те же требования, что и к Израилю, имеющему по международным законам все права и обязательства в качестве суверенного и независимого государства.

Что касается Косово, если здесь под контролем международного сообщества не будут решены фундаментальные вопросы будущего устройства, включая обеспечение прав национальных меньшинств, то потом, после провозглашения независимости, возможности воздействовать на развитие ситуации в нужном направлении резко сократятся. Причина -- права и статус суверенного государства.

Более того, преждевременная независимость Косово создала бы прецедент, который обернулся бы против нынешней позиции Израиля по еврейским поселениям на Западном берегу реки Иордан. Если косовских сербов против их воли можно отдать под власть албанского большинства, то почему Израиль вправе настаивать на выкраивании территорий поселений при территориальном размежевании с палестинцами? Так же, как сербы впоследствии окончательно уйдут из Косово, израильские поселенцы, если им это не понравится, могут покинуть территорию будущего палестинского государства.

Ключевым аргументом западных стран в пользу ускоренной суверенизации Косово является то, что край может погрузиться в хаос, поскольку косовские албанцы «не могут дольше ждать». Но это ведь шантаж международного сообщества! Никто же не предлагает ускоренно создать палестинское государство в обход договоренностей сторон конфликта под предлогом необходимости избежать насилия на палестинских территориях. Хотя такая постановка вопроса для палестинцев, ждущих решения вопроса о создании собственного государства с 1947 года, куда более правомерна.

Удивляет еще и то, что Европейский союз уже сейчас обещает и сербам, и косоварам возможность влиться в ряды этой организации, объединяющей сейчас 27 государств, и это при том, что проблема Косово еще не решена! Как будто забыта неудача при решении проблемы Кипра, когда в 2004 году жителям острова пытались навязать очередной международный план, а взамен на согласие обещали вступление в Евросоюз. Но «морковка» европейской перспективы не сработала. Кипр-то вступил в ЕС, но вот так и не был принят план по прекращению раздела острова на две части. И нет оснований ожидать ввиду явного нежелания западников жестко противостоять шантажу косовских албанцев (по сути, речь идет об умиротворении экстремистов), что этот «бонус» сможет повлиять в обозримой перспективе на внутреннее развитие Косово.

По большому счету, Евросоюз хочет решить проблему за международный счет, да еще создавая опасный прецедент для всех аналогичных ситуаций повсюду в мире. Тогда, может, уж лучше сделать эту проблему сразу по-настоящему своей, то есть приступить к решению вопроса о статусе Косово после приема Сербии, а лучше всего и всех остальных государств бывшей Югославии в свой состав? Такая последовательность событий вполне устроила бы Россию и не угрожала бы ничьим интересам. По крайней мере тогда проблема Косово стала бы в значительной мере внутренней для Евросоюза. Ведь территория всей Сербии вошла бы в правовое и иное пространство Евросоюза.

Да что говорить, это можно было бы распространить почти на все Балканы, включая Боснию с ее составными частями (Республикой Сербской и Федерацией Боснии и Герцеговины), Македонию и Черногорию с их албанскими меньшинствами и т.д.

Можно предположить, что в таком случае само значение границ внутри новых членов Евросоюза было бы девальвировано, а главное -- на Брюсселе лежала бы вся полнота ответственности за реализацию тех же косовских стандартов в полном объеме.

Странно, почему западные страны не рассмотрят и эту идею? И почему ряд западных партнеров России воспринимает предоставление Косово независимости в качестве безальтернативного варианта решения проблемы? Образование независимого косовского государства чревато серьезными осложнениями для стабильности в Европе и создаст ненужное напряжение в отношениях между ведущими странами международного сообщества. Вызывает сомнения и то, что в условиях независимости Косово без согласия всех стран будет легче добиваться фундаментальных целей урегулирования. Ведь цель не столько в том, чтобы создать на Балканах независимое государство, сколько в том, чтобы обеспечить там мир, стабильность и достойный уровень жизни.

Станислав ЛЮБИМОВ, Валерий КУЗНЕЦОВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Косово