Время новостей
     N°65, 13 апреля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.04.2007
Отчитайся кто может
Зарубежные НПО постигают тонкости российской бюрократии
Работающие в России иностранные неправительственные организации сдают очередной «экзамен на выживание». До конца этой недели, а точнее, до 15 апреля, все НПО должны отчитаться о своей финансовой деятельности в Федеральной регистрационной службе и налоговых органах, как того требует новое законодательство. О том, насколько еще сократится в нашей стране число представительств зарубежных НПО, и так изрядно поубавившихся после прошлогодней перерегистрации, пока судить сложно. Но те, кто останется работать в России, заявляют, что намерены добиться от властей облегчения процедуры предоставления отчетов.

Сложности при составлении отчетов были в основном формальные. Как рассказала «Времени новостей» финансовый директор российского представительства организации «Трансатлантические партнеры против СПИДа» Елена Комарова, с проблемами неизбежно сталкивались те, кто активно распределяет гранты. «Если сумма гранта превышает 10 тыс. руб., придется предоставлять о грантополучателе очень подробную информацию, в том числе о дате его рождения, месте жительства, гражданстве и даже адрес проживания в стране, резидентом которой он является, в случае, если грантополучатель не гражданин России, -- пояснила она. -- Если же грант предоставляется юридическому лицу, то подробностей должно быть не меньше: в отчете необходимо указать все реквизиты, в том числе и дату регистрации, и регистрационный номер. У нас таких случаев было не очень много, но если у НПО число грантополучателей исчисляется десятками, это потребует дополнительного времени и усилий».

Кроме того, согласно новым требованиям благотворительная организация или фонд должны предоставить информацию не только о самом грантополучателе, но и о том, как именно тот потратил деньги, то есть потребовать отчет и с него тоже. Причем отчет нужен и в том случае, если гранты предоставлялись в самом начале 2006 года, когда поправки в закон о некоммерческих организациях еще не были подписаны президентом, и никто не предполагал, что такие документы потребуются. Это также, по словам г-жи Комаровой, усложняет работу над документацией, которую необходимо представить в «Росрегистрацию».

В принципе суть всех проблем уже была озвучена российским властям представителями иностранных НПО. В начале апреля в Общественной палате состоялся и «круглый стол», в ходе которого планировалось принять обращение к властям. Однако пока сплоченности в рядах общественников не наблюдается -- каждый ведет борьбу с бюрократией в одиночку. Тем более что у некоторых проблем с «Росрегистрацией» не возникает. Например, глава московского представительства «Международной амнистии» Сергей Никитин рассказал вчера корреспонденту «Времени новостей», что свой отчет правозащитная организация сдала еще в марте. «Бухгалтер не жаловался», -- признал г-н Никитин.

Однако он все же отметил, что оформление отчетных документов практически для всех представительств было осложнено из-за отсутствия четкой информации от российских чиновников. «Коллеги жаловались, что никаких пояснений добиться невозможно, телефоны в «Росрегистрации» не отвечают, а если и удавалось получить ответы на вопросы, то давались они в устной форме, и через год на них нельзя будет сослаться, -- говорит г-н Никитин. -- Судьба отчетов тоже неизвестна -- мы их отсылаем почтой, а несложный арифметический подсчет показывает, что во всей регистрационной службе не хватит людей, чтобы их проверить. Они не справятся с потоком документов, которые теперь требуются по новому закону». По словам правозащитника, у его коллег, представляющих сугубо российские неправительственные организации, сложностей еще больше: «Как мне рассказали представители организации «Человек и закон» из Йошкар-Олы, им пришлось выделить специального сотрудника, который составлял отчет, занявший в итоге 50 страниц».

В Федеральной регистрационной службе окончание отчетного периода не комментируют и достаточность или недостаточность сотрудников не обсуждают. Однако ранее представители службы неоднократно заявляли в прессе, что сложности с оформлением документов преувеличены, и составить их может любой человек «со средним развитием». То же самое чиновники, правда, говорили и о прошлогодней перерегистрации, от которой до сих пор не может оправиться немалая часть зарубежных НПО. Они не представляют отчеты о своей деятельности в «Росрегистрацию» лишь потому, что до сих пор живут в «подвешенном» состоянии. «С 18 мая прошлого, 2006-го -- почти год -- мы не работаем, -- пожаловался корреспонденту «Времени новостей» глава одного представительства, пожелавший остаться неизвестным. -- Сначала шла томительная процедура регистрации, сбор документов, ожидание. Когда этот процесс завершился, и нас перерегистрировали в России, началась не менее длительная процедура получения аккредитации в Минобрнауки, снова сбор документов. И вот теперь мы ждем аккредитации и так и не можем начать работать».

Ирина БЕЛАШЕВА