Время новостей
     N°229, 14 декабря 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.12.2001
Газетный бумс
Немецкие медиаконцерны учатся быть экономными
После бума в европейской издательской сфере, вызванного сменой тысячелетия, крупнейшие издательские дома и частные телеканалы вступили в серую полосу экономической рецессии. Особенно жестко на конъюнктурный спад после событий 11 сентября в Америке отреагировала рекламная отрасль: опасения массового потребителя за свое будущее мгновенно выразились в снижении рекламной активности компаний. К концу нынешнего года впервые за долгое время в издательской сфере Германии повсюду одна и та же картина -- рекламные расценки, как здесь говорят, «скатились в подвал», повсеместно менеджеры озабочены экономией бюджетов на грядущий год.

Медиаконцерн Лео Кирха, от которого все кредиторы разом потребовали погашения долгов, уже несколько дней стоит на грани банкротства. А вчера на немецком издательском рынке произошло, казалось бы, совершенно невозможное. Руководство концерна Axel Springer Verlag объявило о том, что по итогам 2001 года этот крупнейший в Германии холдинг, издающий ведущую политическую газету Die Welt и самую популярную «желтую» Bild Zeitung, останется в убытке. В качестве причин менеджеры называют «вялый» рекламный бизнес, высокие цены на бумагу, а также значительные затраты на реструктуризацию концерна. Кроме того, существенно снижает общий уровень показателей концерна изначально убыточный бизнес в области мультимедиа. Такой итог был подведен на прошедшем заседании наблюдательного совета, но конкретные цифры возможных убытков концерна названы не были.

Движение вниз по финансовой спирали у Axel Springer Verlag наметилось еще несколько месяцев назад. Даже в необычайно «жирном» для отрасли 2000 году прибыль этого издательского дома сократилась на треть, опустившись до 98 млн евро. В первом полугодии 2001 года этот показатель составил лишь 14 млн евро. В связи с «драматической» ситуацией правление Axel Springer Verlag приняло в ноябре жесткую программу экономии, согласно которой в течение ближайших двух лет под сокращение должно быть подведено 10% персонала концерна -- около 1400 человек. Все структурные подразделения подвергаются детальным проверкам на рентабельность. Как стало известно на днях, всерьез прорабатывается вопрос о слиянии двух редакций -- Die Welt и столичной Berliner Morgenpost.

Объявлено и о том, что с началом 2002 года управлять концерном будет новый шеф -- Матиас Депфнер. Как считают в самом издательстве, скорее всего он попытается вытащить Springer из зоны убытков «силовыми мерами».

Юрий ШПАКОВ, Берлин