Время новостей
     N°62, 10 апреля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.04.2007
"Зачем нам такая ООН?"
Сегодня в Нью-Йорке Совет Безопасности ООН рассмотрит ситуацию в Абхазии и примет на этот счет резолюцию. В работе Совбеза примет участие премьер Грузии Зураб Ногаидели. На сегодня же в Сухуми был запланирован саммит непризнанных республик -- Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Но вместо руководителей этих республик двухдневную встречу проведут только министры иностранных дел. О причинах корреспонденту «Времени новостей» Михаилу ВИГНАНСКОМУ рассказал министр иностранных дел Абхазии Сергей ШАМБА.

-- Сергей Миронович, ведь поначалу планировалась встреча президентов Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Почему ее отменили?

-- Мы решили ее отложить, дождаться, какую резолюцию примет Совет Безопасности ООН. С учетом этого и определим дату саммита.

-- То есть это не связано со здоровьем президента Абхазии Сергея Багапша, которого вчера из-за приступа стенокардии на день госпитализировали?

-- Нет, причина в том, что мы решили лучше подготовиться.

-- Сергей Миронович, Россия предлагала пригласить вас на заседание Совбеза, чтобы выслушать и позицию абхазской стороны, но вам так и не выдали въездную визу в США. Кто теперь представит взгляды Сухуми на процесс урегулирования?

-- ООН проявила необъективность к нам как к стороне конфликта. Переговоры ведутся под эгидой ООН, Россия же является содействующей стороной, то есть это два особых участника переговорного процесса. США, которые воспротивились моему приезду, только члены «Группы друзей генсека ООН по Грузии». С учетом этого Россия и предлагала выслушать нас, но ООН последовательно игнорирует мнение Абхазии. О какой объективности речь, если выслушивается только позиция Грузии? Зачем нам такая ООН? Поэтому на встрече в Сухуми мы обязательно обсудим действия международных организаций-посредников. Что касается ООН, то там мы зафиксируем нашу позицию в письменном виде. Ни у кого не должно быть иллюзий относительно возможности решения конфликта без участия Абхазии.

-- То есть совпадение по датам заседания СБ ООН и саммита непризнанных республик -- неслучайное?

-- Мы специально собираемся в это время, чтобы заодно посмотреть, какую резолюцию примет Совбез. Надо вообще обсудить, не отказаться ли нам от посредничества международных организаций, когда проявляется такая необъективность. В переговорах по Южной Осетии и Приднестровью участвует ОБСЕ, к которой у них тоже есть претензии. Ничего не дает посредничество, когда кого-то игнорируют. А в связи с косовским вопросом еще более отчетливо проявляются двойные стандарты.

-- Что будет написано в обращении Абхазии к Совбезу?

-- Мы обнародуем его по завершении рассмотрения ситуации Совбезом. Для вас скажу, что акцент будет сделан на то, что пора реально оценить ситуацию и признать Абхазию. В конце концов, ООН обязана исходить из права наций на самоопределение.

-- А про Кодорское ущелье?

-- Мы отметим, что действия Грузии нарушают стабильность в регионе (летом 2006 года Тбилиси провел полицейскую спецоперацию в этом регионе Абхазии, единственном подконтрольном грузинской стороне. После этого Сухуми заблокировал свое участие в переговорном процессе. -- Ред.). Там, в Кодори, не должно быть вооруженных лиц, той же грузинской полиции.

-- ООН настаивала на размещении в Гальском районе Абхазии своей гражданской полиции, Сухуми не соглашался...

-- Уже нет этого требования в докладе генсека ООН, на основании которого будет приниматься резолюция. Тех сил в Гальском районе, которые там есть, вполне достаточно.

-- Президент Абхазии Сергей Багапш договорился открыть представительство Чечни в Сухуми. Это вызвало негативные отклики в Грузии, где говорят, что раз уж Чечня субъект Российской Федерации, то Москва должна помешать этому.

-- Мы же не посольство открываем! Найдем форму представительства -- торгово-экономическую, культурную. Сами тоже откроем в Чечне. Надо работать, сотрудничать. Я думаю, такое открытие произойдет в ближайшем будущем.

-- Грузинские СМИ сообщили о намерении бывшего министра обороны Ираклия Окруашвили вернуться в большую политику и принять участие в парламентских выборах в будущем году. В Абхазии его по-прежнему считают главным «ястребом»?

-- Это не только мы так считали, это общеизвестно, что Ираклий Окруашвили радикально настроен. Не знаю, внес ли он коррективы в свою позицию. Будем судить тогда, когда он вернется.