Время новостей
     N°229, 14 декабря 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.12.2001
50 миллиардов и ни центом меньше
Президенты России и Украины повышают товарооборот
Двухдневный российско-украинский бизнес-форум в Харькове, в котором сегодня примут участие Леонид Кучма и Владимир Путин, собрал рекордное число участников -- более 500. «Определенные подвижки» «в сфере взаимных капиталовложений» неизбежны, уверен российский посол Виктор Черномырдин.

«С каждой встречей Кучмы и Путина нарастает позитивная динамика в двусторонних отношениях, -- заявил газете «Время новостей» лидер левой КПРС (компартия рабочих и селян), депутат Верховной рады г-н Моисеенко. -- Экономические связи крепнут благодаря сращиванию капиталов». Однако «со значительным экономическим присутствием приходит и политическое. А это нежелательно для Украины, интересы которой по многим вопросам входят в противоречие с российскими», полагает советник правительства Украины Богдан Гаврилишин.

«Дать толчок развитию бизнеса в двух странах может лишь отказ от политических методов решения экономических проблем», -- считает глава комитета Рады по финансам и банковской деятельности Валерий Алешин. Доказательством неэффективности политизированного подхода служат низкие показатели товарооборота в двусторонней торговле, не превысившие в этом году 12 млрд долл. (по мнению Черномырдина, минимальная цифра должна составить 50 млрд).

Президент Кучма объясняет вялый товарооборот «искусственными барьерами на пути введения режима свободной торговли между Украиной и Россией». Киеву пока не удается добиться отмены, например, взимания экспортного НДС и таможенной пошлины на нефть и газ, которые превращают украинскую продукцию в заведомо неконкурентоспособную. Вопрос об отмене этих ограничений будет подниматься и в Харькове.

Планируется подписать соглашение о квотах на поставки украинских труб в Россию в 2002 году. Отмены или увеличения квот Киеву добиться не удалось, Россия, скорее всего, сохранит нынешний объем -- 620 тыс. тонн в год. Олег Дубина и Виктор Христенко подпишут протокол об условиях поставок и транзита российского газа в 2002 году, который закрепит четкие правила игры на газовом рынке и позволит избежать взаимных упреков. Протокол оговаривает высокую пошлину на реэкспорт газа, которая делает невыгодной его продажу украинскими трейдерами (в Москве надеются, что газ будут меньше красть). «Газовый» протокол предусматривает установление объемов оплаты за транзитные услуги «живыми» деньгами. До сих пор с Украиной расплачивались газом по бартеру, теперь же, по словам Михаила Касьянова, «денежная составляющая» «будет возрастать» из года в год.

В поле зрения участников саммита попадут вопросы, связанные со сроками выпуска еврооблигаций «Нефтегаза», которые Россия получит в счет оплаты прошлых украинских долгов за газ. Во время недавнего визита в Москву Леонид Кучма обсуждал эту тему с председателем правления российского Национального резервного банка Александром Лебедевым и главой ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым. Российские предприниматели выказывают живой интерес к ценным бумагам, которые разрешено использовать при приватизации украинских предприятий, а может быть и магистральной газовой трубы. «Вопрос собственности на газотранспортную систему настолько деликатен, что для его решения, без сомнения, придется привлечь другие государства, в частности страны -- потребители газа», -- считает Гаврилишин.

Напряженными обещают быть переговоры о транзите российской нефти по территории Украины. После ввода новой ветки «Суходольная--Родионовская» и оттока части российской нефти, которая проходила транзитом через Украину, объединение «Приднепровские магистральные нефтепроводы» не приносит прибыли из-за уменьшения объемов прокачки. Чтобы наполнить трубу, Киев вынужден идти на уступки. Премьер Кинах уже заявил, что Украина снизит тарифы в рамках проекта «Дружба-Адрия» с 0,75 до 0,64 центов за тонну на 100 км, надеясь на увеличение загрузки своих нефтепроводов. В свою очередь Москва заинтересована в обсуждении вопросов, связанных с эксплуатацией украинского нефтепровода «Одесса--Броды», который вот-вот вступит в действие и создаст конкуренцию в деле транзита нефти из Каспийского региона.

Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев