Время новостей
     N°228, 11 декабря 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.12.2001
Капитан, улыбнитесь
Николасу Кейджу надо быть тщательнее в выборе ролей
В Москве состоялась премьера фильма «Выбор капитана Корелли», снятого в популярном в народе жанре «любовь на фоне катастрофы». Фильм ждали: Николас Кейдж в главной роли должен был гарантировать проекту голливудскую респектабельность и стомиллионные сборы, свежеэкспортированная в Голливуд испанка Пенелопа Крус -- гламур и средиземноморский темперамент, Джон Мэдден, режиссер «Влюбленного Шекспира», -- своевольный артистизм и изящество, а компания Miramax -- непреходящую культурную значимость. Не получилось. Все-таки кино не только массовая культура, а еще немножечко и искусство, которое жестоко мстит, когда к нему подходят с поваренной книгой в руках. Даже безукоризненность ингредиентов и соблюдение пропорций не гарантируют от провала.

Впрочем, и провалом «Капитана Корелли» не назовешь. Американская критика его не полюбила, публика -- тоже, но все в фильме вроде бы правильно, а иногда даже красиво. Фильм снимался на греческом острове Кефаллония -- там, где происходит действие бестселлера Луиса де Берьнереса, положенного в основу сценария. Убить природную красоту острова не удалось даже профессиональным голливудским таксидермистам, так что глаз иногда отдыхает на живописно растрескавшейся штукатурке, пыльных золотистых дорогах и увитых диким виноградом террасах, на которых островитяне в полотняных одеждах пьют черный кофе и сладковатый коньяк. Уставать глазу приходится на смертельно серьезной физиономии Николаса Кейджа, который отлично справляется с ролями эксцентричных фриков, но наводит тоску в традиционном амплуа романтического любовника. И на скучном личике Пенелопы Крус, которая с какой-то удивительной быстротой растеряла в Америке свое печальное обаяние.

Кейдж играет итальянского душку-фашиста, оккупирующего греческий остров в составе муссолиниевской армии. Фашист он не настоящий, а в буквальном смысле слова опереточный -- тренькает на мандолине, распевает со своими подчиненными итальянские арии, а в ответ на приветствие немецкого коллеги «хайль Гитлер!» срезает захватчика жизнерадостным «хайль Пуччини!». Крус -- островитянка из хорошей семьи (папу играет великолепный Джон Херт), которая, слушая кейджевское треньканье, забывает даже о женихе-рыбаке, ушедшем в партизаны (Кристиан Бейл). Второстепенные роли в фильме удались куда лучше, чем главные. Особенно хороши Дэвид Моррисси, сыгравший немецкого капитана, и звезда греческого театра Ирена Папас -- мать покинутого рыбака. Немецко-фашистские зверства, сокрушительное землетрясение и идиотский хэппи-энд следуют друг за другом в порядке живой очереди.

Представители всех национальностей в фильме беседуют по-английски, что для голливудской картины естественно. Удивительно другое: чтобы придать фильму высокохудожественное правдоподобие, создатели «Капитана Корелли» заставили актеров заниматься со специалистом по акцентам. В результате каждый из них коверкает английский по-своему. Мера достоверности получается примерно такая же, как в прибалтийских фильмах из ненашей жизни, в которых легкий акцент актеров использовался как фирменный знак заграничности.

Алексей МЕДВЕДЕВ