Время новостей
     N°105, 17 августа 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.08.2000
35 миллиметров до артхауса
В Москве возрождается «клубный» кинопрокат
В начале августа в кинотеатре «35 мм» состоялась необычная премьера -- был показан новый фильм Нагисы Ошимы. Еще в 1976 году японский режиссер прославился своей «Империей чувств». Теперь 70-летний Ошима создал еще одну картину о всепоглощающей страсти -- «Табу». С этого фильма начал свое существование трехсторонний «Проект 35». Компании «Централ Партнершип» и Cosmopol Film Distribution собираются прокатывать фильмы в киноклубе «35 мм» Центрального Дома предпринимателя. Предполагается, что в основном это будут артхаусные ленты. По словам креативного директора компании Cosmopol Антона Мазурова, «проект, конечно, коммерческий, но идея благородная».

Идея же сводится к следующему. Как гласит манифест проекта, «огромный мегаполис Москва давно и настоятельно нуждается в кинотеатре, где зритель всегда мог бы посмотреть новое альтернативное кино». Альтернативное прежде всего Голливуду. Кинотеатр «35 мм» (бывший «Новороссийск») открылся в январе этого года. Как и большинство московских кинотеатров, премьерным он не был; эксклюзивные картины выпускают в столице всего 3--4 кинотеатра: «Кодак», «Горизонт», «Прага», иногда «Стрела». Что касается артхаусных фильмов, то они никогда не выходят на полный репертуарный день -- один-два сеанса, не больше. Причем, как правило, не в самое удобное для зрителя время. Есть, конечно, «Музей кино» и «Иллюзион», где любители «кино не для всех» могут утолять свой интеллектуальный и эстетический голод, но там прежде всего показывают старые, архивные фильмы. «Проект 35» предлагает постоянно обновляемый репертуар нового альтернативного кино, причем зритель может выбрать сеанс, удобный ему и по времени, и по цене. Каждый фильм будет демонстрироваться не менее двух недель, круглосуточно. Работы многих режиссеров нашим зрителям предстоит увидеть впервые.

Но гостей «35 мм» ожидают не только артхаусные картины. Понятие артхауса вообще достаточно условно. В США так называют все неанглоязычные фильмы, идущие в небольшом количестве кинотеатров. У нас артхаусом автоматически зовется все, кроме голливудских блокбастеров, но это не совсем верно. Артхаусные фильмы предназначены для достаточно ограниченной аудитории, выпускаются маленькими тиражами, как правило, с субтитрами. Так что фильмы, снятые вне американского мейнстрима, но с большим бюджетом -- «раскрученные», как говорится, -- артхаусом считаться не могут. Например, корейский блокбастер «Шири» (показ планируется на октябрь) или французская мелодрама «Отель красоты «Венера», чем-то напоминающая нашу «Москва слезам не верит». Но тем не менее в Москве такие картины скорее всего будет смотреть та же публика, что ходит на артхаус в строгом смысле этого слова. Ну не пойдет массовый зритель на корейское (и, увы, даже на французское) кино, будь оно хоть трижды блокбастером.

Начался проект более чем успешно. «Наблюдая то, как идет «Табу», мы видим: адресат получил наше сообщение», -- говорит Антон Мазуров. Уже за первые 4 дня показа фильм собрал 15 тысяч долл., оказавшись на 4-м месте по кассовым сборам в Москве. Так что за весь прокат в одном кинотеатре (около трех недель) можно рассчитывать на 25--30 тысяч долл. Обычно артхаусный фильм собирает столько за год проката по всей России.

Сегодня на экран «35 мм» выходит дебютная картина братьев Коэнов «Просто кровь», в сентябре -- «Девственницы-самоубийцы» Софии Копполы, дочери Фрэнсиса Форда Копполы. Пока проект рассчитан на полгода. Однако, судя по всему, он окажется достаточно жизнеспособным. «Мы хотим не только добиться, чтобы ходить в «35 мм» и смотреть наши фильмы стало модным, -- заявила нашему корреспонденту Елена Хван, представитель компании «Централ Партнершип». -- Мы хотим доказать, что артхаус предназначен не для узкой кучки интеллектуалов. Это просто хорошее, достойное кино».

Анна СТАРОБИНЕЦ