Время новостей
     N°50, 23 марта 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.03.2007
Государственная подпитка канализации
Коммунальный проект впервые получит поддержку инвестиционного фонда
Правительственная комиссия по отбору инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, вчера утвердила очередные три проекта, финансирование которых будет осуществляться с использованием средств инвестфонда. Об этом сообщил журналистам глава комиссии, министр экономразвития Герман Греф. Речь идет о строительстве перегрузочного комплекса "Юг-2" в порту Усть-Луга, о комплексной программе строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области, а также о строительстве железнодорожной линии Кызыл--Курагино в Республике Тува. Из инвестфонда на эти проекты будет направлено 56 млрд руб., это треть от полной стоимости. Прямые поступления в федеральный бюджет от реализации всех трех проектов составят 72 млрд руб. Кроме того, в рамках их реализации будет создано 26 тыс. новых рабочих мест.

Все три проекта комиссия рассматривала не впервые. Самый «старый» проект -- строительство и реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения в Ростовской области -- был вынесен концерном «Евразийский» на суд г-на Грефа уже в четвертый раз. До этого он несколько раз был одобрен «в целом», однако комиссия требовала проработать участие в нем региональных властей. Проект, как говорил ранее глава «Евразийского» Сергей Яшечкин, направлен прежде всего на то, чтобы в Ростове-на-Дону из-за стареющей инфраструктуры местного «Водоканала» не сдерживалось жилищное строительство.

На первом этапе (до 2012 года) планируется строительство нового водозабора в западной части Ростова-на-Дону и очистных сооружений, а также завершение текущих проектов модернизации сетей систем водоснабжения и водоотведения. На втором этапе (2012--2016) -- увеличение мощности нового водозабора и очистных сооружений, а также реконструкция локальных очистных сооружений и строительство первой очереди канализационного коллектора. На третьем этапе (2017--2021) -- строительство и реконструкция объектов в пригородах Ростова-на-Дону и в Таганроге. В итоге, как записано в проекте, на всей территории областного центра будет гарантировано круглосуточное оказание услуг водоснабжения и водоотведения (сейчас гарантируется 20 и менее часов в сутки), снизится количество аварий в год на сетях на 2,7 тыс. (сейчас -- около 8,1 тыс. аварий в год), допустимое аварийное отключение услуг составит 36 часов (сокращение на 25%), а также 98% общего количества проб питьевой воды по расширенной водопроводной сети будет соответствовать требованиям СанПиН (рост на 1%). Стоимость проекта -- 22,14 млрд руб., в том числе 4,35 млрд -- из инвестфонда, 1,5 млрд -- за счет Ростовской области и Ростова-на-Дону, 16,2 млрд -- средства инвестора.

Презентовавший вчера проект ростовский губернатор Владимир Чуб упомянул, что президиум Госсовета четыре года назад в Ростове проводил заседание на тему «Чистая вода XXI века», и Владимир Путин посетил «Водоканал» в Ростове-на-Дону. Именно тогда и зародилась идея его модернизировать и создать программу строительства новых объектов в этой сфере. Однако у региональной власти на это денег практически не было. Но спустя несколько лет появился инвестор, готовый реализовать проект на условиях частно-государственного партнерства.

Г-н Яшечкин заявил «Времени новостей», что «Евразийский» намерен клонировать ростовский проект в других городах -- «прежде всего в миллионниках, 500-тысячниках и, может, даже 300-тысячниках»: «Мы будем предлагать губернаторам проекты модернизации и строительства систем водоснабжения и водоотведения, в которых мы будем соинвестировать и готовить заявку на получение средств из инвестфонда, -- говорит он. -- Ведь эти проекты, во-первых, обеспечивают развитие регионов, во-вторых, улучшают качество жизни и, в-третьих, улучшают экологию».

Самый крупный из утвержденных вчера проектов -- строительство железнодорожной ветки Кызыл--Курагино в Республике Тува, которая позволит разрабатывать Элегестское угольное месторождение. Срок его реализации -- шесть лет, объем финансирования -- 131,6 млрд руб., в том числе 49,3 млрд -- из инвестиционного фонда, инвестор -- Объединенная промышленная корпорация. Этот проект в который раз презентовала сенатор от республики Людмила Нарусова. Она указывала, что помимо экономической необходимости в проекте его реализация решит и социальную задачу -- на том месте, где должна пройти железная дорога, местные жители активно выращивают коноплю. Однако тогда проект был забракован, как говорил замглавы Минэкономразвития Кирилл Андросов, по той причине, что «требует колоссальных инвестиций при низкой эффективности». Предполагалось, что из инвестфонда будет выделено 70% необходимых средств. А РЖД категорически отказывалась участвовать в проекте.

Теперь же -- после доработки проекта -- Герман Греф называет его «важнейшим для развития восточносибирских территорий»: «Строительство железнодорожной ветки длиной 459 км позволит решить проблему отсутствия доступа к семи месторождениям коксующегося угля объемом более 3 млн тонн, цинка, меди, железной руды, свинца и никеля». Он также указал, что только одно месторождение коксующегося угля может быть продано предположительно за 40 млрд руб., что полностью окупит вложения Российской Федерации из инвестфонда в этот проект. "С 2015 года или даже ранее в четыре раза вырастет бюджет Республики Тува, более чем в два раза вырастет валовой региональный продукт, после реализации проекта Тува станет бездотационным регионом", -- подытожил министр.

В целом же правительственная комиссия уже одобрила 12 инвестпроектов, подвел итоги ее деятельности г-н Греф. Их стоимость -- 1,021 трлн руб., из инвестиционного фонда на их финансирование будет направлено 286 млрд рублей.

Николай ГОРЕЛОВ