Время новостей
     N°49, 22 марта 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.03.2007
Черная очистка
Нефтяники не хотят производить мазут, но отказаться не смогут
В ближайшее десятилетие в России может резко сократиться производство мазута. Виной тому станет массовая реализация программ модернизации нефтеперерабатывающих заводов. Сейчас модернизацию своих заводов осуществляют ЛУКОЙЛ, «Роснефть», «Газпром нефть», «Славнефть», ТНК-ВР и «Альянс». В результате нефтяники хотят увеличить глубину переработки нефти с нынешних примерно 60 до 95%. Впрочем, энергетики, которые в России являются основными потребителями мазута, во-первых, не считают, что может возникнуть дефицит этого вида топлива, а во-вторых, не верят, что нефтяники полностью выполнят свои инвестиционные обещания. А аналитики отмечают, что скорее всего компании обяжут сохранить производство мазута для поставок на внутренний рынок. Так что заявленные в планах компаний значительные «глубины» переработки могут оказаться несколько ниже.

Одним из первых о намерении сократить почти до нуля производство мазута заявил ЛУКОЙЛ. Как сообщил на днях первый вице-президент компании Владимир Некрасов, ЛУКОЙЛ в этом году приступает к реализации обширной программы модернизации своих нефтеперерабатывающих мощностей стоимостью 6,2 млрд долл. Она позволит сосредоточиться на выпуске более дорогих светлых нефтепродуктов высокого качества, в первую очередь бензина и дизельного топлива. «Производство же мазута практически завершится», -- указал он, уточнив, правда, что полностью отказаться от выработки других тяжелых видов нефтепродуктов компании не позволит сама технология переработки нефти. «В ходе переработки из сырья выделяются разные по весу фракции, так что какие-то совсем небольшие объемы мазута в производстве останутся», -- заверил г-н Некрасов. Под модернизацию попадут три завода ЛУКОЙЛа -- Волгоградский, Нижегородский и Пермский, на которых будут построены установки глубокой отчистки нефти стоимостью около 800 млн долл. каждая. Они позволят увеличить глубину очистки нефти до 95%. При этом первые два завода будут реконструированы уже до 2012 года. «Сейчас модернизация любого НПЗ занимает в среднем 3,5--4 года, начиная от принятия решения до приемки. Хотя чуть раньше на это уходило года три или меньше, но тогда и спрос на нефтепродукты был меньше», -- рассказал г-н Некрасов. По расчетам ЛУКОЙЛа, программа позволит увеличить производство бензина на 1,5 млн тонн в год, масла -- примерно на 430 тыс. тонн. Причем бензины будут соответствовать стандартам Евро-4 и Евро-5.

В «Роснефти» вчера «Времени новостей» также подтвердили, что рассматривают возможность полного отказа от производства мазута, доля которого сейчас достигает 44%. Пока компании принадлежат два завода -- Туапсинский и Комсомольский, на которых сейчас идут работы по модернизации производства. Ожидается, что к 2010 году глубина очистки нефти возрастет с 60 до 95%. «Так что производство мазута будет носить технический характер», -- отмечают в компании.

О сокращении выработки тяжелых нефтепродуктов говорят и в «Газпром нефти»: «Мы планируем снижать производство мазута в рамках модернизации Омского НПЗ, но полностью отказываться от него не будем, поскольку его качество выше европейского и на него имеется постоянный спрос». Снижает производство мазутов и ТНК-ВР. По данным компании, на первом этапе модернизации нефтеперерабатывающих мощностей сокращение может достигнуть 4%.

Однако, стремясь выполнить указание президента России о повышении объемов и качества нефтепереработки, компании могут столкнуться с другой проблемой: потребностью жилищно-коммунальных хозяйств в дешевом низкокачественном сырье. По данным источника в Минпромэнерго, в прошлом году внутри России было потреблено 6,6 млн тонн мазута, из них около 5,5 млн тонн -- электростанциями, входящими в систему РАО «ЕЭС России». На мазуте работает мало электростанций -- лишь на Дальнем Востоке (в основном на Камчатке) и на Севере (например, в Архангельской области). Однако почти все ТЭЦ используют этот вид топлива в качестве резервного: например, год назад при морозах, когда «Газпром» просил ограничить потребление газа, многие станции перешли на сжигание мазута. В обычных условиях энергетикам сжигать мазут невыгодно -- себестоимость «мазутной» энергии, как не раз говорили в РАО, выше «газовой» примерно в 7--8 раз. Тем не менее «Газпром» настаивает на том, чтобы энергетики при росте нагрузки увеличивали объем не только сжигаемого газа, но и других видов топлива. Именно поэтому эксперты полагают, что объем потребления мазута внутри России в ближайшие годы будет расти (в этом году они ожидают рост на 3--4%).

Именно поэтому у нефтяников могут возникнуть проблемы с модернизацией заводов. С этим уже столкнулся «Альянс», проводящий модернизацию Хабаровского НПЗ. «При разработке проекта реконструкции завода мы планировали увеличить очистку до 95%, однако вынуждены были отказаться от этого по просьбе руководства Хабаровского края, поскольку заводской мазут используется для котельных и других коммунальных нужд, -- рассказал представитель компании. -- Согласно новому плану глубина переработки будет доведена до 77,3%, выход мазута составит 20,5%». По его словам, свою просьбу власти края объяснили отсутствием других источников отопления, и в первую очередь газа.

Но в РАО «ЕЭС» полагают, что на самом деле ничего страшного не произойдет, даже если нефтяники резко увеличат глубину переработки (во что энергетики не верят). Как говорит представитель энергохолдинга Татьяна Миляева, доля мазута в топливном балансе РАО -- всего 3%, а потому даже тех 5--10% от объема перерабатываемой нефти, из которых получается мазут, электростанциям будет достаточно для создания резервных запасов топлива. А что касается камчатских и архангельских ТЭЦ, то существует программа перевода их на другие виды топлива.

Аналитики настроены куда более оптимистично. «Никто не оставит внутренний рынок без мазута, хотя бы по стратегическим соображениям, и если здесь будет сохраняться устойчивый спрос, а его производство будет рентабельным, то ни одна из компаний от мазута не откажется, -- отмечает аналитик Александр Ершов. -- Ведь модернизация заводов -- это палка о двух концах. С одной стороны, она позволяет производить из дешевой низкокачественной нефти большее количество светлых, а значит, и более дорогих нефтепродуктов, но с другой стороны, инвестиции в модернизацию заводов должны подкрепляться устойчивым рынком сбыта. В случае если такого нет, имеет смысл сохранять действующие простые заводы». С ним согласен аналитик «Тройки Диалога» Валерий Нестеров. По его словам, добываемая в России нефть со временем будет все более и более тяжелой, а потому без производства мазута нефтяники вряд ли смогут обойтись. «Время летит быстрее, чем осуществляются грандиозные планы, -- резюмирует он, -- ведь что такое десять лет? У нас за последние десять лет слишком много нереализованных проектов».

Анна ГОРШКОВА, Николай ГОРЕЛОВ