Время новостей
     N°48, 21 марта 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.03.2007
Комплексы оборонки
Эксперты о главных проблемах российской военной индустрии
Комитет Государственной думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям за "круглым столом" обсудил проблему законодательного обеспечения структурных преобразований в оборонно-промышленном комплексе и развития оборонных отраслей промышленности. Для обсуждения были приглашены депутаты обеих палат российского парламента, представители федеральных органов исполнительной власти, аппарата правительства, Военно-промышленной комиссии, Торгово-промышленной и Счетной палат, руководители оборонных холдингов и других организаций оборонно-промышленного комплекса. Сегодня мы предоставляем слово некоторым из них.

«Не производя гражданскую продукцию, организации ОПК так и будут сидеть на игле гособоронзаказа»

Мартин ШАККУМ, председатель комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям:

-- Россия обладает всеми видами современного оружия, не уступающего -- пока -- мировым аналогам. Однако в его производстве накопилось много проблем. Необходимо техническое перевооружение предприятий оборонно-промышленного комплекса (износ основных фондов -- 70%), сохранение и развитие критических технологий, часть которых утеряна, требует решения проблема банкротства организаций ОПК, сохранения и качественного улучшения кадрового потенциала (средний возраст работающих 50--55 лет). Доля продукции ОПК по государственному оборонному заказу не превышает 20%. Количество убыточных организаций оборонного комплекса достигло опасного для национальной безопасности уровня. Объемы вооружения и военной техники (ВВТ) в денежном выражении увеличиваются часто не за счет количества или нового качества товара, а за счет изменения цены. На некоторые виды ВВТ цены за три года выросли втрое-вчетверо.

Организации ОПК должны стать восприимчивыми к условиям рынка, нужны профессиональные менеджеры, нужно качественно изменить структуру производства, оставив за основу конкурентоспособную и востребованную рынком гражданскую продукцию и продукцию двойного назначения. Необходимо создать условия, при которых выгодно производить гражданскую продукцию. Иначе организации ОПК так и будут сидеть на игле гособоронзаказа. И здесь не обойтись без инвестиций частного капитала.

Предприятия оборонки необходимо трансформировать в рыночно-ориентированные и бизнес-ориентированные предприятия. Реализовать такую политику способны крупные холдинги, обладающие необходимыми оборотными средствами и научно-технологическим потенциалом. Такие холдинги станут инвестиционно привлекательными и для бизнес-сообщества, если завершить процесс реструктуризации избыточных мощностей, капитализировать активы, сконцентрировать научно-технологический потенциал на приоритетных направлениях, а в цене продукции увеличить долю интеллектуальной добавочной стоимости

Попытки осуществить все это предпринимались не раз, однако все они не увенчались успехом. Например, федеральная целевая программа реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса на 2002--2006 годы предусматривала создание свыше 50 интегрированных структур и 20 федеральных казенных предприятий. Эти последние созданы, а план по холдингам серьезно недовыполнен. В 2005--2006 годах планировали создать 21 интегрированную структуру -- создано лишь пять.

"Доля иностранной компонентной базы зашкаливает"

Юрий КОПТЕВ, директор департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго:

-- В соответствии с программой развития оборонно-промышленного комплекса было принято решение о создании и последующем расширении крупных интегрированных структур, которые объединили бы более 180 важнейших предприятий и организаций ОПК. Однако логика создания таких структур принципиально поменялась, и вместо вертикально интегрированных структур в основных отраслях сегодня создаются горизонтально интегрированные структуры -- по конечной продукции. В последние полтора года выработан ряд программ: по национальной технологической базе, промышленной утилизации, уничтожению запасов химического оружия, развитию гражданской авиационной техники, глобальной навигационной системе ГЛОНАСС, утверждены комплексная федеральная космическая программа и программа развития российских космодромов, стратегия развития авиационной промышленности.

Однако их статус как межведомственных документов не определен, хотя каждая программа -- это комплекс мероприятий, ориентированных на поддержку как гражданских, так и военных проектов. Одним из основных является перспективный авиационный комплекс пятого поколения. Ожидается также, что уже в марте будет принято решение о программе стартового выпуска до 2012 года 150--180 гражданских самолетов. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) провела консультации с 18 российскими авиакомпаниями-перевозчиками, в результате подтверждена потребность в 160 самолетах различных марок. В том числе реабилитирована программа серийного производства самолета Ту-334. В прошлом году авиационная промышленность продемонстрировала самые высокие темпы развития, дав прирост 127,3% -- больше, чем любая отрасль оборонно-промышленного комплекса.

Судостроительная промышленность, учитывая зарубежные военные контракты, также демонстрировала очень высокие темпы развития. Но в прошлом году эта отрасль «выдала» только 84% от предыдущего года. Сегодня судостроительная промышленность имеет лишь 5,8% внутренних заказов от того, что размещают наши судоперевозчики, -- главным образом за рубежами России.

Динамично развивающиеся авиация и космическая отрасль опираются на серьезную финансовую поддержку государства, которая в рамках федеральных целевых программ и отдельных мероприятий исчисляется многими сотнями миллиардов рублей. Судостроительная промышленность до недавнего времени не имела такой поддержки и была ограничена лишь участием в реализации программы развития оборонно-промышленного комплекса. На заседании президиума Госсовета в феврале первый вице-премьер Сергей Иванов предложил субсидировать судостроение -- как это делается во всем мире. В середине марта состоялось решение о создании объединенной судостроительной корпорации, однако только на оценку активов входящих в холдинг предприятий понадобится не меньше года.

Однако базис всего оборонно-промышленного комплекса -- электронная промышленность. Не секрет, что сегодня и в гражданской продукции, и в продукции государственного оборонного заказа доля иностранной компонентной базы зашкаливает -- более 60--70%. В рамках программы "Развитие национальной технологической базы" реализуется подпрограмма развития отечественной электронной компонентной базы. По поручению президента страны и решению Совета безопасности эта подпрограмма превращается в самостоятельную программу, ориентированную на период до 2015 года и охватывающую не только микроэлектронику, но и радио-, приборостроение.

Идет работа над стратегией развития и реформирования промышленности боеприпасов в спецхимии. В основе -- создание казенных предприятий. Это значительно подправит положение отрасли. В 2007 году по плану будут созданы 22--23 казенных предприятия -- в основном наиболее критичные пороховые и боеприпасные. Именно там очень большие основные производственные фонды, которые пока не используются, но которые приходится содержать. Военно-промышленная комиссия эти действия одобрила, до нынешнего лета оборонпром окончательный вариант документа представит в правительство.

В промышленности общих вооружений разрабатываются предложения также по созданию интегрированных структур. Частично эти предложения вынесены на рассмотрение межведомственной правительственной комиссии, которую возглавляет глава Минпромэнерго Виктор Христенко.

Правительством рассмотрен пакет документов по проекту федерального закона "О порядке осуществления в Российской Федерации иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности". Это может существенно ускорить развитие ОПК. Правительство уже приняло ряд мер по предупреждению банкротства оборонных предприятий. Создана специальная комиссия, которая уже на первых шагах показала, что может существенно стабилизировать ситуацию. Минпроэнерго в соответствии с поручением правительства выработало порядок определения состава затрат, что позволит формировать единые подходы к определению себестоимости продукции ОПК.

Военно-промышленная комиссия потребовала пересмотреть график законотворчества в сфере ОПК. Проект документа из 30 пунктов уже подготовлен, он охватывает практически все направления деятельности предприятий, включая налоговое, земельное законодательство, вопросы размещения оборонного заказа. Вероятно, в ближайшее время будет разработано еще несколько законопроектов.

«Микроэлектронное производство в России оказалось в частных руках»

Юрий БОРИСОВ, начальник управления радиоэлектронной промышленности и систем управления Федерального агентства по промышленности:

-- Мировой радиоэлектронный комплекс в денежном выражении в 4,4 раза объемнее, чем вся нефть и нефтепродукты. В России эти пропорции пока не соблюдаются. Из финальной продукции нашего ОПК в сфере электроники можно назвать разве что несколько систем ПВО и управления. Сегодня радиоэлектронный комплекс России объединяет 366 предприятий (хотя в реестре оборонно-промышленного комплекса их более 600), свыше 300 тыс. работников, из них 100 тыс. -- научные. Объем продукции за 2006 год -- 112 млрд рублей.

В военной области мы выпускаем свыше 20 тыс. различных изделий: микроэлектронные, СВЧ-техника (вакуумные, твердотельные и полупроводниковые приборы), пассивная элементная база, силовая электроника и так далее. К началу 90-х годов отставание России в технологиях было примерно один-два порядка: если мировая электроника работала на уровне 0,5 микрона, то российская -- 1,0 микрона. К 2004 году это отставание составило уже три-четыре порядка. Отставание во времени соответственно 5--6 и 15--20 лет. Регресс налицо. Элементная компонентная база на российском рынке сложилась к 2005 году в пропорции: 65% -- импорт, 35% -- отечественная продукция. А в микроэлектронике этот баланс составил 10 к 90. Речь идет уже о технологической, информационной безопасности России, электронная промышленность которой находится в глубоком структурном и технологическом кризисе.

Начиная с апреля прошлого года и президенту, и Военно-промышленной комиссии, и правительству была представлена стратегия развития электронной промышленности России и конкретные программные мероприятия, связанные с реанимацией отрасли. Главное в этой стратегии -- завоевание позиции на новых рынках, отвоевание у западного производителя той доли, которую Россия практически потеряла. Рынок электронной комплектной базы (ЭКБ), по прогнозам, к 2011 году утроится и составит свыше 3 млрд долл., на нем появляются новые ниши. В то же время рынок специальной, то есть военной, электроники сузится примерно до 25--30% и не будет, как раньше, играть ключевую роль, не обеспечит загрузку предприятий радиоэлектронного комплекса.

Но появляются интересные сегменты на гражданском рынке. В первую очередь это средства радиочастот и модификации. Более понятным языком -- электронные паспорта, электронные метки, электронные документы. Кроме того, Россия переходит на цифровой формат вещания -- DVD. К 2015 году этот сегмент российского рынка оценивается в 25 млрд долл. Из них только пять -- профессиональное оборудование: сеть приемно-передающих центров по всей стране. Остальные 20 млрд -- потребительский рынок.

Еще один сегмент рынка электроники -- глобальная спутниковая навигационная система (ГЛОНАСС). Ее ценность для производителей заложена в количестве и стоимости продаваемого навигационного оборудования, с помощью которого потребитель сможет определить свое местоположение на местности. Этот сегмент рынка до 2011 года прогнозируется в 700 тыс. приборов.

В стратегии развития отрасли выбраны приоритетные направления, исходя из обеспечения информационной и технологической безопасности страны. Среди приоритетов -- СВЧ-техника. Ее нельзя купить на открытом рынке, поскольку эта техника определяет характеристики военных систем -- локационных станций, систем ПВО, авиации (истребитель пятого поколения более чем наполовину состоит из авионики). Новое направление -- микросистемотехника. Россия, как известно, космическая и ядерная держава. И именно в этих сферах требуется специальная элементная база. У нас есть реальный шанс на этом сегменте сыграть, тем более что технологические нормы здесь не ультрасовременные -- на уровне 0,35 микрона.

Основные активы микроэлектронных производств в России оказались в частных руках, поэтому весьма актуальным выглядит принцип государственно-частного партнерства. Учитывая осуществляемые нынче национальные проекты и роль в них электроники, в России надо бы построить не одну и не две электронные фабрики. А современная электронная фабрика начинается, по крайней мере, с 1--3 млрд руб. Такое производство становится рентабельным, когда оно массовое. Еще одно новое направление -- нанотехнологии. Задумано и создание сети дизайн-центров. Именно в них формируется интеллектуальная собственность, конструкторская документация будущих изделий.

Отрасль радиоэлектроники за 2006 год дала 115% роста против 108% в 2005 году и отстала только от авиационной промышленности. Но чтобы обеспечить сбалансированное развитие других отраслей промышленности, темпы радиоэлектроники как базовой для остальных должны быть 20--25%. В 2007 году, введя среднесерийное микроэлектронное производство, мы перешагнем сразу несколько этапов отставания. Доведя в 2008--2009 годах технологический уровень до 0,09 микрона, мы уже не будем в хвосте мировой электроники. Но необходимы нулевые ставки НДС и таможенных пошлин на технологическое оборудование, не производимое в России. Иначе окупаемость наших проектов возрастет в среднем на год.

«За интеграцией идет монополизация»

Николай ПЕРВУШИН, сотрудник управления начальника вооружения Минобороны России:

-- Управление начальника вооружения Минобороны России как заказчик продукции военного назначения озабочено повышением мобилизационной готовности промышленности. Первая проблема здесь -- монополизация, невольно следующая за процессом интеграции. В ряде случаев монополисты, необоснованно повышая цены, фактически срывают проведение договорной кампании. Действующее законодательство хотя и позволяет выходить из этого положения, однако процедуры требуют очень большого времени и достаточно запутанны.

Мы за долгосрочные, 3--4-летние государственные контракты. Размещать государственный оборонный заказ на основе долгосрочных контрактов мешает 72-я статья Бюджетного кодекса. Имеющиеся в ней ограничения позволяют заключать такие контракты только на продукцию с технологическим циклом производства более одного года. В эту статью планируется вносить изменения, но как оказалось, с увеличением этого срока. Если это так, то все планы заказчика могут остаться благими пожеланиями.

«Сегодня нет непроблемных контрактов»

Александр БРИНДИКОВ, руководитель группы советников генерального директора ФГУП "Рособоронэкспорт", президент Лиги содействия оборонным предприятиям:

-- Предприятия оборонки уже не способны выполнять то количество заказов, которое предлагают заказчики -- силовые ведомства. Угрожающая ситуация и с качеством продукции, которую выпускает оборонка. Сегодня, по сути дела, нет непроблемных контрактов по качеству. Более того, не выдерживаются сроки изготовления той или иной продукции. Отечественная промышленность не может удовлетворять тем требованиям, которые предъявляет заказчик. Давно назрело технологическое перевооружение отечественной промышленности. Уже обозначилась опасная тенденция -- участие западных поставщиков по комплектующим и элементной базе.

Сегодня действует ограничение по пребыванию продукции на таможенной территории -- два года. А ряд работ по ремонту, строительству в интересах иностранных заказчиков (главным образом в судостроительной промышленности) эти сроки превышает. В итоге в работе на проданном Индии авианесущем крейсере «Адмирал Горшков» проблемы начнутся уже этим летом. Проект закона, позволяющего пребывать на таможенной территории свыше двух лет, прошел первое чтение в Думе и отправлен на согласование некоторых позиций в правительство, и снова пошла задержка.

Анализ сегодняшнего состояния ОПК показывает: чтобы иметь конкурентоспособную промышленность, у России есть 3--4 года.

«Никто не знает, чем занимаются две тысячи научных учреждений»

Евгений КАБЛОВ, генеральный директор ФГУП "ВИАМ":

-- Положение науки, которая занимается исследованиями, связанными с двойным применением образцов военной и специальной техники, весьма сложное. Нет четкого определения, что собой представляет госсектор науки, его состав, структура и принципы государственной поддержки. И -- что собой представляет корпоративная наука. Хотя правительством утверждена стратегия развития науки и инноваций. Считается, что, например, ФГУПы априори относятся к госсектору науки. Но это неправильно. К госсектору учреждение надо относить исходя из функций, которыми наделяет государство ту или иную научную организацию. Их сейчас в России более 2 тыс. И точно никто не знает, чем каждая из них занимается. Хотя президент поручил провести инвентаризацию научных организаций и утвердить их госреестр, этого не было сделано. Сейчас в Думе готовятся поправки в федеральный закон "О науке и научно-технической политике". Ассоциация государственных научных центров подготовила соответствующее предложение.

В декабре 2006 года президент дал задание правительству подготовить предложения по созданию крупных национальных исследовательских центров, которые должны нести всю ответственность за разработки и исследования по приоритетным направлениям науки и техники. Но уже делаются попытки подменить эти центры корпоративной наукой, исключив полностью госсектор. Однако никогда бизнес не будет вкладывать деньги в долгосрочные и перспективные исследования. Поэтому исследования, которые определяют обороноспособность и развитие военной техники, должны финансироваться через государственный сектор науки.

Ключевой вопрос развития оборонно-промышленного комплекса -- подготовка и закрепление высококвалифицированных научных кадров, специалистов высшего и среднего звена. Государство выпустило его из-под контроля. В СССР в каждом союзном министерстве было управление подготовки кадров. Ведь технологическое переоснащение предприятия возможно, если специалисты будут способны воспринимать новые технику и технологии. Профессиональное техническое образование передано субъектам федерации, и эти учебные заведения стали готовить юристов, экономистов, бухгалтеров... Профессионально-техническим училищам надо вернуть их прежний профиль.

Необходимо принять закон "О целевой контрактной подготовке кадров для оборонно-промышленного комплекса". Вуз и предприятие ОПК заключают договор: студент после окончания вуза будет работать на этом предприятии 4--5 лет. Предприятие дополнительно платит вузу за корректировку учебного плана, увеличение объема преподавания по специальной программе, а студент получает дополнительную стипендию. Молодой специалист участвует в льготной ипотеке. Подобная система внедряется сейчас Министерством обороны.

Оборонщики все настойчивее выступают против двухуровневой системы образования (бакалавр и магистр). Для инженерной системы подготовки это гибельный путь. Надо сохранить одноуровневую систему подготовки инженерных кадров до пяти лет. Необходимо хотя бы для оборонных предприятий сохранить советскую инженерную систему подготовки.

«Все программы реформирования судостроения закончились полным фиаско»

Михаил ХЕЙФИЦ, генеральный директор ОАО "Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения":

-- Судостроение реформируется с 1993 года. Нынешняя программа -- пятая. Все остальные окончились полным фиаско. Новые экономические условия сегодня формируются главным образом не для предприятий судостроительной промышленности, а для перевозчиков, судовладельцев и крупных компаний, которые могут являться потенциальными заказчиками. Доказательством служит состав налогов судостроительного завода. Это 26 прямых налогов федерального и муниципального значения, 12 федеральных, еще десять налогов имеют двойное предназначение, часть уходит в федеральный бюджет, часть в муниципальные бюджеты, остальные налоги косвенные, которые местные власти хотят -- придумают, хотят -- отменят. Плюс налог на землю.

Все они ложатся непосильным бременем на плечи судостроения. Чтобы это бремя облегчить, необходимо снижение НДС и таможенной пошлины на ввозимое оборудование -- иначе они перекладываются в цену заказа. Все это те средства, которые могли бы пойти в реновацию и переоснащение основных фондов, модернизацию производства. И государство даже не заметило бы отсутствия земельного налога, потому что предприятие опосредованно вернуло бы его -- увеличением объемов производства, трудовой занятостью, социальными вопросами, прямыми налогами.

Наш концерн производит платформы, танкеры-химовозы, буксиры-спасатели, уникальные суда сейсморазведки, целый спектр судов снабжения и вспомогательных. Но ни одно судно, ни один корабль не строится по российскому проекту, по российской документации, ни на одном из этих кораблей нет российского болта, насоса или какого-либо оборудования. Условия тендеров и конкурсов устроены так, что российские предприятия и проектанты бесправны. Гражданское судостроение умирает. Потеряв же гражданское судостроение, Россия потеряет военное судостроение.

За последние девять лет на освоение шельфа затрачено 27 млрд долл. Отдача могла бы быть больше. Зачастую цифры, которые представляются для отчетов, лживые. Например, российская компания получает контракт в несколько десятков миллионов долларов. А компания -- два стула и стол. Контрагентом же она берет крупнейшую западную компанию, и все деньги уходят туда, а по отчету проходит, что российский резидент выиграл. Такое вот российское участие.

«Конкурировать по всем компонентам со всем миром Россия не может»

Гиви ДЖАНДЖГАВА, президент ОАО «Концерн «Авионика»:

-- У нас ментальность индустриальная, а надо строить промышленность постиндустриальную -- вкладывать средства в инновационный процесс, новые технологии, новые виды производства. Целесообразно свести существующие программы по гособоронзаказу, военно-техническому сотрудничеству и гражданской продукции в единую скоординированную программу. Это позволит создать стройную кооперационную схему взаимодействий предприятий, специализировать производство по унифицированным продуктам, снизить его издержки, сократить номенклатуру продукции, оптимизировать ресурсы, включая финансы.

Понятно, что конкурировать по всем компонентам со всем миром Россия не сможет. Что-то менее значимое надо закупать за рубежом. В некоторых обоснованных случаях следует разрешить закупать (с льготными налогом и таможенными тарифами) компоненты ВВТ, создаваемые на технологиях, не поддерживаемых государством. Или магнитные носители памяти: 2--3 страны Юго-Восточной Азии обеспечивают ими весь мир.

Сегодня инфляционный коэффициент для ВВТ -- 1,06. Он далек от реальности даже в среднем, а такая высокотехнологичная область, как ОПК, имеет по крайней мере пять уровней переработки. Этот средний показатель никакого отношения к высоким технологиям не имеет.

Предприятия, загруженные более чем на 50% военной продукцией, независимо от формы собственности, надо освободить от призыва их работников в Вооруженные силы. Необходимо разработать нормативный акт о включении в цену продукции амортизационных отчислений на поддержание кадрового состава, его обучение, привлечение и закрепление специалистов. Сегодня к амортизации относят только отчисления, необходимые на восстановление производства. То есть станки стареют, а кадры не стареют?

«Нужен закон «Об интегрированных структурах»

Максим ПЕТРОВ, директор юридического департамента ОАО "Объединенная авиастроительная компания":

-- Понятие "интегрированная структура" сегодня не определено нормативно. Разве что только в методических рекомендациях по созданию интегрированных структур в оборонных отраслях промышленности. В то же время в процессе создания авиастроительной корпорации мы столкнулись с необходимостью более четкого законодательного определения данного термина -- при его использовании в налоговом законодательстве, в законодательстве о военно-техническом сотрудничестве, о гособоронзаказе. Возможно, все это следует прописать в специальном федеральном законе "Об интегрированных структурах".

Освобождение от уплаты НДС операций, выполняемых по государственному оборонному заказу, -- хорошее налоговое стимулирование. Стимулирующим может стать и снятие ограничения на размещение акций в сфере военно-технического сотрудничества среди иностранных участников. Сейчас готовится закон "Об осуществлении иностранных инвестиций". Возможно, следует перенести эти механизмы на действие специальных нормативных актов. Действенным могло бы стать и разрешение в законе "О государственном оборонном заказе" финансировать исполнение за счет собственных средств предприятия с последующей компенсацией за счет средств федерального бюджета.

«На территории РФ скоро невозможно будет купить ни одного станка»

Сергей ЧУКЛИНОВ, заместитель генерального директора "НПО Сатурн":

-- Вертикально интегрированные структуры нужны государству только в качестве инструмента консолидации компаний для определенной задачи на текущий период. Сегодня надо уже говорить о каких-то адаптивных формах промышленных организаций, о глобальной интеграции всех процессов промышленности. Без этого Россия опять останется отсталой страной. В радиопромышленности объем налогов всего 15 млрд руб. Всего там 500 предприятий, из них «живых» 10--15. Ну и что это за отрасль? В машиностроении 15 предприятий, из них только 5--6 производят станки. В этих станках, как и в судостроении, радиопромышленности, 60% комплектующих -- с Запада. О каком производстве станков в России можно говорить? Ну, давайте признаем эту правду и перестанем вставлять фразу «оборудование, не производящееся на территории Российской Федерации». На территории Российской Федерации скоро невозможно будет купить ни одного станка. А станок с ЧПУ --числовым программным управлением -- всегда имеет систему управления, изготовленную на Западе.

Любое оборудование, которое ввозится в Россию, должно освобождаться от всех таможенных пошлин. Любое предприятие, вкладывающее собственную прибыль в модернизацию производства, должно освобождаться от налогов на прибыль. Любое предприятие, которое затевает хоть какую-то модернизацию у себя на заводе для выхода на рынок, внутренний или внешний, освобождается от налогов. Бюджет от этого не пострадает.

Федеральные целевые программы -- это вчерашний день. Нужно другие механизмы финансировать. Единственным локомотивом инновационного развития в стране может стать только оборонно-промышленный комплекс -- в стране нет другого продукта, который продавался бы в 61 страну. Поэтому развивать надо не отдельно судостроение, авиацию, двигателестроение -- нужна комплексная программа, стратегия промышленного развития страны на 10--15 лет. А Госдума для этого должна создать соответствующие законы. Простой пример: чтобы вывезти российское энергетическое оборудование во Вьетнам, надо заплатить столько денег в бюджет, что экспорт становится невыгодным. Наши самолетостроители борются за один и тот же рынок между собой. То же самое в судостроении. Пусть выйдет закон, запрещающий конкуренцию производителей на внешних рынках.

Страницу подготовил Николай ПОРОСКОВ