Время новостей
     N°45, 16 марта 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.03.2007
Что в лобби, что по лбу
Бизнес-объединения не успевают согласовать интересы к ближайшей налоговой реформе
Российским бизнес-объединениям, похоже, пока не удается консолидировать свои лоббистские возможности. При этом вполне вероятно, что пока бизнес-объединения пытаются договориться, время для внесения конкретных инициатив будет упущено: 2007 год отмечен президентом в Бюджетном послании как последний для возможного изменения налогового законодательства перед началом первой бюджетной трехлетки.

Отчасти проблема отсутствия единой позиции бизнеса на переговорах с властью -- в непонятном статусе Координационного совета предпринимательских сообществ (КСПС). Организация, которая изначально задумывалась как площадка для выработки общей для бизнеса позиции, эту функцию не выполняет.

КСПС является объединением только трех предпринимательских союзов -- Российского союза промышленником и предпринимателей (РСПП), "Деловой России" и "Опоры России". Возглавлял Координационный совет Александр Шохин. Разговоры о расширении членства в КСПС пошли практически сразу же после его создания в 2004 году. Проблема начала приобретать особую актуальность по мере нарастания влияния Александра Шохина (сменившего к тому времени Аркадия Вольского на посту президента РСПП) в роли «переговорщика» между бизнесом и властью. Коллеги Александра Шохина по Координационному совету, видимо, сочтя, что влияние г-на Шохина чрезмерно возросло (президент отдельно встречался с главой РСПП, не приглашая на встречу представителей других бизнес-объединений), попытались немного «разбавить» это влияние, а заодно поднять авторитет КСПС.

«Деловая Россия» предложила расширить состав участников КСПС, чтобы полнее отражать мнение бизнес-сообщества за счет присоединения Ассоциации российских банков, Ассоциации менеджеров и Координационного совета объединений работодателей. Одновременно было предложено сменить коллективное руководство организацией на единоначалие, отказавшись тем самым от принципа «семи нянек». В качестве кандидата на пост руководителя КСПС «Деловая Россия» предложила вице-президента РСПП Игоря Юргенса. Члены КСПС одобрили это решение, однако дальше история приобрела неожиданную интригу. Решение должно было быть подтверждено на голосовании в высших органах всех трех организаций, но оказалось, что ОПОРА и РСПП высказались против.

Как будет развиваться ситуация с расширением объединения дальше, прогнозировать трудно. Окончательной ясности, кто возглавит КСПС, также пока нет. По логике нынешнего руководителя КСПС, председателя «Деловой России» Бориса Титова должен автоматически сменить на его посту Александр Шохин, если к концу марта -- очередному заседанию КСПС -- не будет принято решение о реформировании самого принципа формирования КСПС, на чем настаивает «Деловая Россия».

Как считает Борис Титов, фигура г-на Юргенса была бы более чем уместна на посту главы КСПС и устроила бы всех. «Ни одно бизнес-объединение -- ни «Деловая Россия», ни РСПП, ни ОПОРА, ограниченные институциональными рамками, не может делать резких движений на переговорах с властью. Юргенс же в этом плане более свободен от обязательств перед властью, не являясь руководителем бизнес-объединения», -- поясняет он.

Борьба внутри бизнес-объединений и между ними на первый взгляд явление, имеющее довольно отдаленное отношение к реалиям экономической политики. Но на самом деле от того, насколько четко сформулированы требования бизнес-сообщества, предъявляемые к власти на предмет реформ самых разных сфер экономики, напрямую зависит и то, насколько полно эти требования будут учтены властью при разработке законов. Самый яркий пример того, когда из-за несогласованности позиции не удалось продвинуть на уровень правительства предложения предпринимательских объединений, -- это история с реформированием налогового администрирования.

Первоначально между РСПП и «Деловой Россией» была договоренность о том, что улучшение администрирования (лоббируемое РСПП) и пакет инициатив по снижению ставок налогов (на чем настаивала «Деловая Россия») будут выдвигаться «равновесными» предложениями. Однако после заседания рабочей группы по реформированию налогового законодательства с участием бизнес-объединений и Министерства финансов вдруг выяснилось, что в протоколе заседания в качестве предложения от бизнеса фигурирует лишь реформа налогового администрирования. В результате пакет поправок по налоговому администрированию был принят далеко не в том виде, в котором бизнес предлагал его изначально. И это стало дополнительным поводом для взаимных укоров предпринимателей на предмет того, «как нужно лоббировать».

Другой пример -- нынешняя ситуация с возможным продолжением налоговой реформы. Предпринимательские объединения опять выдвигают взаимоисключающие предложения. РСПП считает необходимым реформировать в первую очередь налог на добавленную стоимость, «Деловая Россия» -- единый социальный налог. Снижать ставки того и другого налога одновременно правительство не позволит. Это будет явно выбиваться из запланированного ежегодного снижения налогового бремени на 1% ВВП.

С другой стороны, какое бы решение ни было принято в отношении лоббирования реформы того или иного налога, времени на эту реформу практически не остается. На то, чтобы написать и провести через верхнюю и нижнюю палату поправки к законам, осталось менее девяти месяцев. Учитывая, что летом Дума уходит на каникулы, а к осени все решения по налогам, имеющим бюджетообразующее значение, должны быть приняты, задача успеть радикально реформировать ставки любого из налогов заведомо невыполнима.

Ирина СКЛЯРОВА
//  читайте тему  //  Налоговая реформа