Время новостей
     N°43, 14 марта 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.03.2007
Почему так много?
Заработная плата профессиональных спортсменов
Сегодня даже минимальная зарплата профессиональных спортсменов в престижных видах спорта существенно превышает зарплату квалифицированных рабочих и служащих. Российские профи нередко зарабатывают больше, чем топ-менеджеры крупных российских компаний, получающие от 2 до 5 млн долл. в год. Такое соотношение заработков спортсменов и руководителей бизнеса наблюдается во всем мире. Естественно, возникает вопрос: почему профессиональные спортсмены, чья полезность для общества относительно невелика, получают огромные доходы? Механизм формирования заработков звезд (актеров, спортсменов, музыкантов, писателей и т. д.) первым описал Ш. Розен. Труд спортсменов продается на так называемом «рынке звезд», который отличает крайняя асимметрия в распределении доходов: небольшая часть работников зарабатывает очень много, у остальных же заработная плата невысока. Другая особенность этого рынка -- то, что небольшое число наиболее талантливых работников обслуживает практически весь рынок. Например, годовой оборот средств в профессиональном английском футболе составляет примерно 1 млрд фунтов, а занятость (число профессиональных футболистов) -- всего 3500 человек.

Высокие доходы звезд спорта объясняются двумя феноменами. Первый -- это несовершенная заменяемость. Звездные спортсмены -- ограниченный ресурс, менее талантливый спортсмен не может полностью заменить спортивную звезду. Чем менее заменим спортсмен, тем выше присваиваемая им рента, так как спрос на него растет непропорционально его личностным характеристикам. Второй феномен: коллективная природа спортивного зрелища создает эффект значительной внешней экономии от масштаба при совместном потреблении. Наслаждаться соревнованием могут одновременно тысячи людей на стадионе и миллионы у телевизоров.

Услуги, предоставляемые на рынках труда звезд, относятся к клубным, а не к чистым общественным благам. С экономической точки зрения общественное благо -- это благо, использование или потребление которого приносит выгоду в виде большей полезности или меньших издержек более чем одному человеку одновременно. Общественные блага обладают двумя основными свойствами. Первое -- неконкурентность, или неделимость, общественного блага: потребители не конкурируют между собой за его потребление, а увеличение числа потребителей не влечет за собой снижение полезности, доставляемой каждому из них. Второе -- неисключаемость, т.е. практическая невозможность ограничить доступ потребителей к таким благам. Это значит, что потребление блага не убывает при росте интенсивности его использования. Примером чистого общественного блага является национальная оборона. Частные блага -- полная противоположность. Им свойственны конкурентность и исключаемость. Между этими двумя полюсами мы найдем смешанные блага, включая и клубные или, как их еще называют, блага ограниченного доступа. Они относятся к числу исключаемых общественных благ.

Дальнейшая коммерциализация российского спорта сделает актуальными вопросы институционального регулирования трудовых отношений в спорте, заключения и расторжения контрактов, мобильности спортсменов, а также упорядочения отношений между различными клубами и лигами. Такое регулирование должно, в частности, обеспечить стимулы для занятия профессиональным спортом и справедливого распределения прибыли между спортивными структурами и отдельными спортсменами.

Наталья ГОЛОСНАЯ, Сергей РОЩИН