Время новостей
     N°43, 14 марта 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.03.2007
Состязательность и солидарность,
или Рождение спорта из духа общества
Слова «спорт» и «социология» не просто закрепляются в европейских языках примерно в одно время, около середины XIX столетия, -- они растут из одной исторической почвы, из коллективных представлений об особой современной («модерной») эпохе, которые складываются в сознании европейцев. В этом смысле социолога интересуют не столько мифогероические истоки спорта, сколько его место в процессах индустриализации, урбанизации, демократизации, а далее -- перехода Запада к массовому социуму, цивилизации досуга. Важнейшие характеристики современного спорта: а) он становится в принципе доступным для всех граждан -- как для самих спортсменов, так и для зрителей; б) институционализируется и профессионализируется, выделяясь в сферу специализированных достижений со своей социальной организацией, системой кодифицированных социальных ролей и норм поведения; в) становится механизмом социальной мобильности; г) идея спорта как типа деятельности, престиж выдающихся спортсменов соединяются с духом более широких локальных, региональных, национальных сообществ, включаются в систему международных отношений; д) спорт делается техничным, рациональным -- вводятся унифицированные и обязательные меры достижений и их сравнения.

«Человек спортивный». Для модерных обществ принципиально то, что значения инструментальности, техничности соединились в спорте с идеей универсального достижения идеального антропологического образца и символами новой, посттрадиционной коллективной солидарности, а они, в свою очередь, -- с представлением о социально заинтересованном и активном индивиде. Соответственно, они оказались включены в культурный проект нового общества, связанный с интересами новых, не закрепленных в сословной иерархии, динамичных социальных слоев. Отсюда социообразующая роль спорта как своеобразного выражения «духа общества». Родина модерного и массового спорта -- Великобритания с ее футбольными и атлетическими объединениями.

Развитие массового спорта можно поставить в связь с процессом популяризации в Европе идеологий культуры (цивилизации). Таковы, в частности, идеологии ювенильности и «цивилизации досуга». Своего рода «культ тела» -- составная часть большого проекта воспитания современного человека, также входящего в обобщенную программу модернизации, предполагающей систематическое культивирование начал и правил социабельности, солидарного и состязательного взаимодействия, с одной стороны, и открытости, публичности, обращенности поведения к различным и обобщенным воображаемым партнерам -- с другой. Характерны конфликты ориентаций, оценок, санкций в ролевом самоопределении спортсмена как одного из вариантов социально зрелой личности модерного типа. Их можно представить как разные планы выражения одного конструктивного противоречия -- между ценностями инициативы (свободы) и порядка (взаимности, согласованности перспектив и ожиданий), состязательности versus солидарности. А это и есть ключевая проблема посттрадиционного, не предписанного, а собственноручно создаваемого общества.

Коренные метаморфозы спорт претерпевает в постсовременном, собственно массовом и далее глобальном социуме. Можно датировать этот процесс периодом между второй мировой войной и началом 1970-х годов и связывать его в общем смысле с переходом от спорта любителей к спорту наемных (оплачиваемых) профессионалов. Здесь главные перемены: а) тотальная коммерциализация профессионального спорта, в то же время любительский спорт находит завершение в платной индустрии оздоровительных услуг; б) массмедиатизация спорта в «обществах зрителей»; в) применение допингов, за которым стоит высокая проблематичность «тела», как и всего «естественного», «нормального» в постсовременной культуре; г) открытые войны болельщиков.

«Человек спортивный» и «человек советский». Принципы тоталитарной организации социальной жизни в СССР приходят в непримиримый конфликт с разнообразием модерных обществ, в которых сложился современный спорт. Понятно, что спорт составляет здесь принадлежность государства и подлежит централизованному планированию сверху, а спортсмен может быть только частью номенклатурно-бюрократической системы, хотя наличие профессионального спорта отрицается как «буржуазное явление», ему противопоставляется добровольная и коллективная «физическая культура».

Значительным трансформациям в советском контексте подвергаются и более широкие значения молодости, здоровья. Молодежный отрезок жизни включается в традиционалистски жесткий жизненный сценарий на правах особого короткого периода; фигуры обобщенного «другого» (разнообразных партнеров в тех или иных отношениях) и воображаемый взгляд этого «другого» как презумпция нерепрессивной социальности закреплены за переходным временем юности, ненадолго допускаемой относительной свободы, публичности и состязательности поведения. Затем они -- а вместе с ними и заинтересованность своим телом, внешностью, поддержание их на цивилизованном уровне -- вытесняются из обихода именно как молодежные, «по возрасту» не подходящие старшим, у большинства которых активное отношение к способностям тела сменяется постоянным невротическим самолечением.

Спорт в общественном мнении нынешней России. Интерес к спорту россиян -- в основном массмедиальный, при этом они предпочитают в качестве источника информации телевизор, а не газету, хотя спортивные газеты в постсоветские годы заметно превосходят аналитическими качествами и прежние газеты, и нынешние телепередачи. Но и такой интерес питают преимущественно самые молодые горожане мужского пола. Это снижает способность спортивных символов -- в отличие от фигур вождей и полководцев -- олицетворять страну, ее «элиту» в общенациональном масштабе: образы героев национального спорта сдвинуты в коллективном воображении к ностальгически конструируемому брежневскому времени. Можно говорить об эрозии коллективной памяти, о том, что общий контур коллективной идентичности сегодня задан представлениями об общности советского типа, а символическим «соединением» нынешнего времени с «тогдашним» выступает образ действующего президента. Характерно в этом плане высочайшее внимание к «здоровью нации» и «массовой физической культуре» (противопоставляемым фитнес-клубам «для избранных»), а равно и недавние заявления, обнаруживающие претензию на возвращение российскому спорту прежнего государственного значения и мирового авторитета.

Борис ДУБИН