Время новостей
     N°226, 07 декабря 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.12.2001
«Толерантность: противодействие дискриминации, миротворчество, воспитание в духе терпимости»
Предложения участников диалога, состоявшегося на переговорной площадке «Толерантность: противодействие дискриминации, миротворчество, воспитание в духе терпимости»

В рамках работы по теме номер 15 («Толерантность») состоялась проблемная дискуссия по темам: правовые и институциональные меры противодействия и защиты от этнической и расовой дискриминации, ксенофобии и экстремизма; просвещение в области толерантности и мультикультурного диалога; миротворчество и разрешение конфликтов.

Были также проведены «круглые столы» по вопросам образования в духе толерантности и миротворчества (последний -- совместно с участниками работы по теме «Чечня -- общая забота и боль»). Также состоялись переговоры в Министерстве образования с участием представителей Министерства образования на уровне замминистра и Министерства иностранных дел на уровне замдиректора департамента.

В работе проблемной дискуссии также принимал участие старший прокурор управления по надзору за исполнением законности федеральной безопасности Генеральной прокуратуры РФ и начальник департамента социальной политики аппарата правительства РФ.

На проблемной дискуссии и «круглых столах» представителями НПО были поставлены следующие проблемы и предложены следующие механизмы решения:

-- институциональные проблемы, связанные с дискриминацией, как требующие наиболее срочного решения (паспортная система, система регистрации по месту жительства и пребывания, проблема легализации бывших граждан СССР, проживающих в РФ). Особенная острота проблем в отношении турок-месхетинцев и чеченцев, находящихся за пределами Чечни;

-- правовые механизмы противодействия дискриминации и экстремистской деятельности (деятельности легально существующих и неформальных экстремистских групп и военизированных казачьих формирований) -- было в частности отмечено, что практически не применяются имеющиеся статьи УК; один из возможных путей решения -- получение разъяснения пленума Верховного суда по применению ст. 282 и др.;

-- было отмечено, что законопроект о противодействии экстремизму не является адекватным решением поставленных проблем и необходима политическая воля со стороны государства при задействовании имеющихся судебно-правовых механизмов;

-- было указано на необходимость эффективного задействования соответствующих международных правовых механизмов;

-- поднималась проблема этнической и религиозной дискриминации в образовательном блоке и предлагалось проводить обязательную экспертизу всех учебных пособий силами экспертных НПО и выработать меры, направленные на демилитаризацию и гуманизацию образования;

-- было указано на то, что средства массовой информации являются распространителем языка вражды, необходимо проведение мониторинга СМИ и выработка плана действий;

-- обсуждались вопросы, связанные с участием НПО в Федеральной целевой программе по толерантности;

-- поднимался вопрос о создании Музея толерантности и информационно-просветительского центра;

-- предлагались различные меры по налаживанию постоянных рабочих связей координаторов миротворческих НПО с властными структурами федерального и местного уровня. В частности, отмечалась необходимость регулярных встреч миротворческих НПО Северного Кавказа с представителями администрации президента. Указывалось на эффективность совместной разработки масштабных миротворческих программ силами НПО, власти, гуманитарных и благотворительных организаций. Предлагалось проведение в 2002 г. Миротворческого форума на Северном Кавказе.

Из вышеперечисленного представители власти согласились сотрудничать в области разработки и внедрения образовательных программ, взаимодействия в рамках Федеральной программы по толерантности, усовершенствования правовых механизмов и использования международных правовых стандартов.

Далее на переговорной площадке были достигнуты следующие договоренности:

1) С Министерством образования -- о создании Общественного совета по вопросам толерантности при Министерстве с представлением соответствующего пакета предложений от НПО до конца декабря 2001 г. Обсуждались планы совместных усилий в области мониторинга языка нетерпимости в СМИ, экспертизы учебных пособий, разработки и внедрения учебных программ.

2) С МИД -- о проведении регулярных консультаций по обсуждаемым вопросам; об участии представителей МИД в совместной работе НПО и Министерства образования. Также имели место договоренности о сотрудничестве МИД и НПО по трем конкретным вопросам:

-- совместно проанализировать итоги Дурбана и Страсбурга в контексте разработки и принятия национальной программы по толерантности;

-- обсуждение проекта доклада РФ в комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации;

-- взаимодействие по проблеме внесения определения «расовой дискриминации» в духе ст. 1 Конвенции как дополнения в законодательство РФ.

К сожалению, на переговорной площадке не было приглашенных представителей МВД и прокуратуры, и вопросы судебной и правовой защиты от дискриминации и экстремистских действий остались необсужденными. Мы надеемся на проведение переговоров с этими структурами после Форума.

22.11.2001г.