Время новостей
     N°41, 12 марта 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.03.2007
Нацпроект «халявный футбол»
Попытка Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) совершить едва ли не первый профессиональный бизнес-шаг, продав за приличные деньги права на прямые трансляции всех матчей чемпионата России платному кабельному каналу «НТВ-Плюс», похоже, похоронена в зародыше. Не желающий или не имеющий возможности платить за трансляцию матчей бесплатный госканал «Спорт» (точнее, предложивший 2 млн долл. против почти 100 млн со стороны «НТВ-Плюс») просто воспользовался кремлевским ресурсом. Гендиректор ВГТРК Олег Добродеев во время личной встречи «настучал» президенту Путину, что бедных и несчастных россиян лишают бесплатного показа чемпионата России по футболу. Путин поручил первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву разобраться с этим «безобразием». Теперь телеканал «Спорт» будет показывать два или четыре матча тура в прямом эфире, а сам профессиональный футбол пока так и не станет в России нормальным бизнесом, без чего невозможно и существенное повышение его качества.

Разумеется, далеко не все клубы даже в гораздо более развитых, чем Россия, с точки зрения футбола странах являются коммерчески прибыльными предприятиями. Но везде, где уровень национальных чемпионатов действительно высок, они стараются зарабатывать деньги. Продажа сезонных абонементов на стадион, маек, кепок, футболок и сувениров с символикой -- стандартные статьи дохода. Но одна из главных доходных статей клубов в цивилизованном футбольном мире -- отчисления от продажи прав на телетрансляции. Понятно, что 92 млн долл. на четыре года на всю премьер-лигу, предложенные «НТВ-Плюс», не ахти какие большие деньги. Но зато это действительно футбольные деньги, заработанные собственно игрой, а не благосклонностью спонсоров.

А теперь вдумаемся, что, собственно, происходит с вершиной российского футбольного бизнеса -- премьер-лигой. Владельцами сильнейших команд являются те структуры и стоящие за ними частные лица, для кого это либо просто забава, либо неизбежная политическая и социальная нагрузка. «Газпром» не горел желанием покупать питерский «Зенит», но это часть политической игры, позволяющей газовому монополисту сохранить позиции во власти и в основном бизнесе. ВТБ не очень-то хотелось спонсировать ЦСКА после поглощения тем же «Газпромом» прежнего титульного спонсора, абрамовичевской «Сибнефти». А теперь не слишком хочется помогать Центральному совету общества «Динамо» выкупать одноименный московский футбольный клуб у Алексея Федорычева, в свою очередь безуспешно пытавшегося обменять владение командой на большой участок земли под коммерческую застройку. Но так "надо". Наконец, миллиардер Леонид Федун, конечно, фактически владеет «Спартаком» из болельщицкого интереса и вряд ли разорится на этом «активе», но тоже едва ли бы отказался от того, чтобы клуб лучше окупал затраты на содержание, чем сейчас. Владение футбольной командой в России пока не только не бизнес, но часто просто обуза.

Более того, в продаже прав на трансляции национальных чемпионатов платным телеканалам кроме денег, которые автоматически получают профессиональная лига и клубы, есть и другой важный смысл. Настоящих болельщиков таким образом стимулируют ходить на стадионы на домашние матчи, а клубы -- организовывать выезд фанатских групп на чужие стадионы.

Применительно к России контракт между РФПЛ и «НТВ-Плюс» вообще не лишал россиян бесплатного футбола. Во-первых, все региональные телекомпании, кроме московских, получали право на бесплатный показ домашних матчей своих клубов в прямом эфире. Во-вторых, матчи тура не запрещалось транслировать в записи на общедоступных каналах, т.е на том же «Спорте». В-третьих, у «Первого канала» остается право показывать в прямом эфире один матч тура. Я уж не говорю, что платить 300 руб. в месяц за тот канал в пакете «НТВ-Плюс», на котором планировалось давать в прямом эфире все матчи тура, под силу практически всем болельщикам России.

Теперь же, даже если условия контракта не будут пересмотрены и РФПЛ получит от «НТВ-Плюс» всю сумму, вмешательство президента страны в футбольный бизнес лишает наш клубный футбол надежды на профессиональную организацию дела. Делать из футбольного бизнеса политику и неумно, и бесперспективно.

Бесплатное зрелище редко бывает качественным. Таков закон современного мира. Пока халява не кончится, ожидать больших побед от российского футбола не приходится.

Семен Новопрудский