Время новостей
     N°226, 07 декабря 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.12.2001
Национальный совет по внешней политике -- инструмент формирования консенсуса по вопросам внешней политики и безопасности
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ -- ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСЕНСУСА ПО ВОПРОСАМ

ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ И БЕЗОПАСНОСТИ НА ОТКРЫТОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТНОЙ ОСНОВЕ

(для обсуждения в рамках клуба «Гражданские дебаты» 5 декабря 2001 г.)

Национальный совет по внешней политике -- идея, предложенная в рамках «круглых столов» Гражданского форума и согласованная на его переговорных площадках.

Он призван содействовать формированию внешней политики и политики в сфере безопасности на основе широкого консенсуса, при постоянном взаимодействии властей, экспертов и гражданских организаций.

Сохраняется угроза, что внешняя политика страны может быть сведена к реализации внешнеполитических концепций высшей бюрократии и приобретет идеологический либо узкопартийный характер, как это уже бывало в недавнем прошлом. Между тем общество новой России взаимодействует с властями по широкому спектру интересов: различных общественных групп, информационных и экспертных сетей, отраслей и корпораций. Все эти интересы должны найти себе роль при формировании такой внешней политики, которая была бы поддержана гражданами. Аппаратное толкование политики чревато серьезными проблемами для развития страны.

Задачи Национального совета по внешней политике:

-- Подключение потенциала гражданского общества к реализации внешней политики. Общественные структуры способны эффективно поддержать российскую дипломатию. Речь идет о представлении позиции России на международных форумах, а также об участии российского гражданского общества в деятельности международного гражданского общества.

-- Участие общества в формировании механизма принятия решений по внешнеполитическим проблемам. Система принятия решений в России ушла от советской, но еще весьма далека от современных систем принятия решений, которые демонстрируют страны, защищающие свои национальные интересы эффективно.

-- Формулирование принципиальных условий, на учете которых при проведении политики в отношении тех или иных стран определенно настаивают российские общественные круги.

-- Профессиональный диалог между различными группами экспертов: государственными чиновниками, экспертами независимых общественных центров, академическими специалистами, экспертами корпораций, СМИ и других значимых групп.

Участниками Национального совета по внешней политике могут стать:

-- эксперты по внешней политике, представляющие различные сектора: структуры исполнительной и законодательной власти, независимые исследовательские центры, гражданские союзы, корпорации;

-- представители регионов, имеющих отчетливые интересы в области внешней политики;

-- лидеры российской диаспоры;

-- лидеры влиятельных гражданских союзов, неправительственных объединений;

-- политики, занимающиеся вопросами внешнеполитической проблематики;

-- транснациональные корпорации; предпринимательские структуры, имеющие международные программы;

-- академические и отраслевые специалисты;

-- лидеры общественного мнения.

Организационные формы работы:

-- общественная экспертиза внешнеполитической активности России;

-- организация общественных дискуссий по вопросам внешней политики;

-- участие представителей гражданских союзов в организации дипломатических визитов (прежде всего иностранных делегаций в Россию);

-- инициативные доклады Национального совета по актуальным проблемам;

-- организация и инициатива участия представителей гражданского общества России в работе международных конференций по тематике, важной для России (пример: конференция в Дурбане);

-- организация форумов и иных структур международного диалога (примеры: российско-германский форум, российско-украинский форум);

-- формирование экспертно-исследовательских сетей для реализации задач, требующих взаимодействия государственных и общественных структур (пример: работа с соотечественниками);

-- формирование экспертных советов по направлениям;

-- программы гражданского контроля выборов и силовых структур.

Предлагаемые открытые исследовательские программы:

-- мониторинг тем внешней политики;

-- мониторинг новых глобальных угроз (новые формы терроризма, новые типы глобальных угроз безопасности -- информационные и иные);

-- сложившаяся в России система принятия решений и ее трансформация;

-- 11 сентября и динамика развития в мировой системе отношений;

-- образ России в мире;

-- русская диаспора;

-- новые отношения внутри СНГ;

-- выстраивание системы коммуникаций между различными группами экспертов и заинтересованных групп по вопросам внешней политики;

-- взаимные условия благоприятствования на постсоветском пространстве.

Ближайшие проблемы и направления работы:

-- выбор и разработка организационной основы совета, определение того, каким должен быть его статус: смешанная коллегия, общественный центр или экспертная сеть;

-- формирование базовой повестки дня совета;

-- формирование структур совета;

-- проведение российско-украинского форума и изучение опыта его работы;

-- участие в формировании структур МИДа по работе с соотечественниками и т.п.