Время новостей
     N°38, 05 марта 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.03.2007
Станция Навалочная
Вторая биеннале современного искусства в Москве
На самом деле гордиться тут нечем. Организация биеннале современного искусства в любой стране -- подтверждение ее цивилизованности и открытости миру. Ведь не гордимся же мы в самом деле мытьем рук перед едой и носовыми платками. Биеннале исследует социум, этику и эстетику, ставит обществу диагноз. И организация подобных фестивалей -- обычное дело, нормальный процесс.

Вторая биеннале вышла лучше, чем первая. Это факт. Основной проект на башне «Федерация» порадовал хорошим качеством инсталлирования проблемного и сложного пространства недостроенного небоскреба. Проект на тему «Примечания. Геополитика. Рынки. Амнезия» поделили между собой несколько кураторов из разных стран. Как обычно бывает, на выставке имеют место произведения состоявшиеся, даже шедевральные, имеют место посредственные. Однако спектакулярная, постановочная идея путешествия по загогулине башни с кульминациями -- инсталляциями и постоянным созерцанием фактурной новостройки «Сити» в окнах во всю стену -- удалась вполне. Концептуальная часть проекта требует отдельного разговора. Он будет предложен позднее. Однако уже сейчас можно сказать, что стандартные упреки, предъявляемые любому гиперпроекту с огромным бюджетом, кучей администраторов, можно отнести и к башне «Федерация». Все-таки получился парад отдельных идей, а не общий разговор на заданную тему (которая сформулирована нарочито призрачно -- не ухватишь, не удержишь!). Но идти на башню надо -- хотя бы для того, чтобы поучаствовать в аттракционе по подъему на девятнадцатый этаж в рабочей люльке, которая ползает по фасаду новостройки, или для того, чтобы насладиться лучшей работой выставки -- кабинетом чудес и волшебными механизмами сингапурской художницы Донны Онг.

Помимо башни «Федерация» рекомендуем в выходные посетить еще три площадки со спецпроектами. Прежде всего -- «Винзавод», где можно увидеть боксы известных московских галерей («Айдан», «Риджина», XL), переехавших на новое место жительство. Там же масштабный социальный проект «Мы ваше будущее», посвященный искусству стран третьего мира -- Азии и Латинской Америки. Там же молодые российские художники под руководством Стаса Шурипы устроили зрелищную выставку «Материя и память». Если кто хочет в мартовскую слякоть прижаться щекой к ароматной свежей траве, ищите на выставке экологически чистое панно Максима Русакова! Там же на «Винзаводе» продолжение сеанса «веротерапии» -- выставка под начальством Олега Кулика.

Второе важное место -- Центр современного искусства, где в том же ГЦСИ выставлен архив старого доброго акционизма 60--70-х, харизматической феминистки Вали Экспорт. Также в ГЦСИ тихо себе звучит в расставленных по полкам с нотами наушниках рафинированная выставка «То, что мы слышим, то, что смотрит на нас». Участвуют классики концептуальной музыки и визуального искусства: Владимир Мартынов, Брайан Ирвайн, Владимир Тарасов, Иван Соколов. В центре зала инсталляция Вадима Захарова -- стоит закутанный в черное рояль, к концам покрывала подведены телевизоры с изображением статуй китайских императоров. Императоры слушают Шопена.

Наконец, третья площадка, которую трудно пропустить, -- Третьяковская галерея на Крымском валу. В ее залах открыта масштабнейшая экспозиция «Русский и китайский соцарт». Если у кого пробелы относительно этой темы, восполните непременно -- проект сделан с академической тщательностью и полнотой (кураторы Андрей Ерофеев и Ксин Донг). От русских представлены все герои движения: Комар--Меламид, Соков, Орлов, группа «Гнездо», Косолапов...

Общее впечатление от 2-й биеннале ассоциируется у меня со станцией под Петербургом, которая забавно называется Навалочная. Всего много, все вывалено на голову растерянного зрителя, но объяснений, комментариев по минимуму, а структура аморфна и рыхла. И неизбежные накладки: несмотря на героические усилия пресс-центра, купить каталог -- большая проблема; работы китайских художников к вернисажу «Соцарт» не привезли -- закупорка на таможне; проход на башню «Федерация» в день вернисажа оказался перформансом с выстаиванием двухчасовой очереди (на ветру с мокрым снегом) среди одетых в манто и шубы див европейского арткомьюнити. Они же не знали, что ползающая по фасаду «Федерации» люлька рассчитана всего на десять человек!

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки