Время новостей
     N°38, 05 марта 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.03.2007
В августе девяносто седьмого
«Королева» Стивена Фрирза на московских экранах
После долгого правления консерваторов в Британии побеждают лейбористы во главе с Тони Блэром. Фильм начинается со сцены, когда этот витальный молодой человек и его супруга -- напористая целеустремленная женщина антимонархических взглядов -- впервые посещают Букингемский дворец. Согласно британской традиции победы на выборах недостаточно -- для того чтобы сформировать правительство, необходимо поручение от королевы.

Приход к власти социально чуждых людей не единственная проблема, вставшая перед Елизаветой Второй в 1997 году. В августе погибает принцесса Диана. Семь дней, прошедших между катастрофой в тоннеле на западе Парижа и похоронами принцессы Уэлльской, неделя, за которую британская монархия пережила один из тяжелейших своих кризисов, -- вот тот отрезок эпохи, вокруг которого и строится фабула «Королевы».

Дианы нет среди персонажей фильма, только в хронике и на снимках папарацци: на яхте с Доди, в отеле на Елисейских Полях, перед камерами с черной девочкой на руках, перед ведущим Би-би-си -- произнося свои знаменитые слова о том, что ей никогда не стать королевой Англии, но хотелось бы быть королевой людских сердец. Нет и любовницы принцы Чарлза -- Камиллы Паркер-Боулз. Она мелькнет всего один раз -- на фотографии. На самом общем плане появятся мальчики-принцы.

Остальные действующие лица сыграны актерами, и на первый взгляд кажется, что именно актерская игра главный козырь и главное достоинство фильма. Игра действительно выдающаяся. Одна из лучших британских актрис, Хелен Миррен, за роль Елизаветы Второй награждена «Золотым глобусом», «Оскаром» (обе награды получены в соперничестве с Мэрил Стрип) и еще парой десятков других призов. (Кстати, разные фильмы Фрирса попадали в оскаровскую номинацию «За лучшую женскую роль» шесть раз.)

Майкл Шин в роли Тони Блэра по отношению к своему персонажу комплиментарен и точен одновременно. Он играет не столько реального премьера Великобритании, успевшего за десять лет, прошедших с 97-го, стать для страны фигурой вовсе не однозначной, а идеальную мечту избирателя о молодости, живости, быстрой и человечной реакции на фоне набившей оскомину британской чопорности. Принц Филипп в исполнении Джеймса Кромуэлла -- это ровно тот принц Филипп, которого представит себе любой, кому придет охота задуматься о супруге Елизаветы Второй. То, каким тоном произносит покойная ныне королева-бабушка (Сильвия Симс) слово celebrities (речь идет о гостях, присутствующих на похоронах принцессы Дианы), надо слышать -- к сожалению, потери при дубляже неизбежны... Бесчисленные слуги, секретари, штат дворца и помощники на Даунинг-стрит, 10, -- все они иллюстрируют тезис о том, что маленьких ролей не бывает, особенно для актеров английской школы.

Особое удовольствие фильм должен доставить тем, кому любопытны традиции и кто ценит точность в деталях. Мы узнаем о том, как завтракают у Блэров: на кухне, в высшей степени демократичном антураже -- муж, жена, трое детей, никакой прислуги, -- так начинают день миллионы интеллигентных граждан по всему миру. Мы увидим и чаепития в Букингемском дворце; узнаем, в каком виде члены августейшей фамилии могут, а в каком нет предстать перед посторонними. Пройти по комнатам в халате с грелкой в руках разбуженная ночью страшной вестью королева имеет право, а вот надеть брюки во время охоты -- ни при каких обстоятельствах...

Сцены охоты у Фрирза -- та вершина режиссерского мастерства, до которой очень мало кому из претендовавших в этом году на «Оскара» удалось дотянуться. Собственно, охоты никакой нет -- есть грандиозная панорама шотландских гор, где-то в расщелинах спрятавшиеся маленькие человечки (принц Филипп, Чарльз, мальчики-принцы, слуги), а вдали королевский олень, давно не виденная даже в этих угодьях особь, которую люди преследуют. Королева не участвует в этой травле, и когда олень подходит к ней совсем близко, а рядом слышатся выстрелы охотников, гонит его прочь от опасности. Но отсрочивает его гибель всего лишь на пару дней. Олень забредает в соседское поместье, где его достает пуля платного гостя -- менеджера инвестиционного банка.

Вся охотничья сага снята таким выдающимся образом, что даже превращение оленя в символ гибнущей от нашествия варваров высокой культуры картину не опошляет, как это часто случается с символами. Королевский олень и служащий инвестбанка действительно несовместимы в одном пространстве.

А Фрирз снимает совсем не исторические хроники, его фильм -- это история великого противостояния традиции и поп-культуры, культа сдержанности, внутреннего достоинства и принципа «все на продажу».

«Мы живем в эпоху Ксении Собчак», -- заметил как-то петербургский композитор Леонид Десятников. Елизавете Второй выпала участь жить в эпоху Дианы, Элтона Джона, Армани и прочих celebrities. Елизавета и Диана -- как олень и банковский менеджер: не враги, а существа из разных миров. Симпатии общества на стороне принцессы. Симпатии режиссера безоговорочно принадлежат Королеве, хотя конечно же далеко не всегда двору. Именно отношение Блэра к Елизавете, эволюционировавшее от иронии к восхищению, для Фрирза и его зрителей становится самым ценным качеством британского премьера.

Под давлением Блэра Елизавета делает то, чего ждет от нее большинство населения и что, как она думала, подорвет устои, -- придает похоронам Дианы государственный статус и возвращается в Лондон из шотландского поместья, чтобы почтить память бывшей невестки, нарушившей брачные клятвы. Монархия не рухнула. Недоумение Елизаветы, режиссера и зрителей перед всем, что случилось, осталось.

«Королева» в значительно большей степени, чем нашумевший «Вавилон», картина о страшном кризисе коммуникаций. И в отличие от кризиса британской монархии этот кризис, похоже, действительно непреодолим.

Лариса ЮСИПОВА
//  читайте тему  //  Кино