Время новостей
     N°31, 21 февраля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.02.2007
Капиталистические обязательства
Министерство финансов обещает ликвидировать долги перед регионами
Министерство финансов в рамках подготовки трехлетнего бюджета на 2008--2010 годы намерено проверить и пересчитать действующие обязательства федерального бюджета, чтобы ликвидировать образовавшиеся прорехи в финансировании важных государственных программ. Несмотря на гигантские поступления нефтедолларов в казну, федеральный центр не выполняет в полном объеме всех денежных обязательств перед регионами.

Как заявил вчера глава Минфина Алексей Кудрин на расширенном заседании коллегии Федерального казначейства, уже выявлено, что, например, размер неучтенных обязательств по годовому содержанию федеральных дорог составляет 70 млрд руб., а по программам незавершенного строительства -- 80--100 млрд руб. Министр пообещал восполнить недоданное. «Там, где мы в первый же год не сможем учесть все обязательства, мы в течение нескольких лет выйдем на норматив», -- сказал он журналистам после заседания коллегии.

Впрочем, денег на содержание и строительство дорог, выделенных на этот да и на последующие три года, вряд ли будет достаточно для того, чтобы качество российского дорожного хозяйства стало соответствовать растущему количеству автомобилей. Даже в том случае, если будут выполнены планы правительства удвоить в 2007 году объемы дорожного строительства. (Федеральное дорожное агентство планирует построить в этом году около 2 тыс. километров автодорог против 1006 км годом ранее.) По опыту развитых стран на дороги необходимо выделять до 4% ВВП, а в России направляется около 1,5%. При этом, по подсчетам некоторых экспертов, убытки от неудовлетворительного состояния дорог оцениваются примерно в 6% ВВП.

Впрочем, нельзя сказать, что правительство экономит на дорожном строительстве. В этом году в бюджете на эти цели заложено 192 млрд руб., а в 2008 году эту сумму предполагается увеличить еще более чем на 50% -- до 290--380 млрд руб. Хотя и эта величина может возрасти. На днях по итогам заседания бюро высшего совета «Единой России» глава партии и спикер Госдумы Борис Грызлов предложил выделить дополнительно по 500 млн руб. в дорожные фонды городов с численностью от 500 тыс. до 1 млн человек.

Вчера на коллегии Федерального казначейства Алексей Кудрин говорил не только о необходимости исполнять расходные обязательства со стороны центра, но и о важности изменения подхода к формированию федеральных целевых, а также федеральных адресных инвестиционных программ. По словам министра финансов, они должны иметь общую сметную стоимость и план-график исполнения по годам. Иными словами, объемы их финансирования должны быть известны не на год вперед, как раньше, а на весь срок реализации.

Именно дискуссия на эту тему стала причиной затяжки подготовки поправок в Бюджетный кодекс, внесение которых необходимо в связи с переходом на бюджетную «скользящую» трехлетку. Минфин никак не мог договориться с Министерством экономического развития. В конце концов решили ввести трехлетний переходный период для переработки всех существующих программ и принятия новых в условиях измененной методологии. При этом в течение ближайших трех лет сохранится практика ежегодного формирования инвестпрограмм.

По словам г-на Кудрина, в первом чтении Госдума рассмотрит поправки в Бюджетный кодекс в самом начале марта. Министр не забыл рассказать и о графике работы над бюджетом, ради которого и понадобились поправки в Бюджетный кодекс. Проект основных параметров трехлетнего бюджета Минфин предполагает внести в правительство 2 марта. На заседании правительства он должен быть рассмотрен 15 марта и внесен в Госдуму до 30 апреля. «Фактически мы находимся уже в июне, если сравнивать с графиком рассмотрения федерального бюджета, который ранее вносился в Госдуму 26 августа», -- оценил ситуацию г-н Кудрин. Госдума же предполагает утвердить бюджет в середине лета, чтобы избежать использование бюджетной тематики в политической борьбе перед выборами в Госдуму, намеченными на декабрь этого года.

Михаил ВОРОБЬЕВ