Время новостей
     N°27, 15 февраля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.02.2007
Большие Усы Total
Крупнейшую энергокомпанию Франции возглавил Кристоф де Маржери
Во французской нефтегазовой компании Total произошла смена власти. Со вчерашнего дня ее президентом является Кристоф де Маржери, он был вице-президентом по разведке и добыче, а также являлся куратором российских проектов Total. Совет директоров компании остановил свой выбор на г-не Маржери, несмотря на то что в конце прошлого года он провел несколько часов под стражей -- правосудие обвиняло его в «злоупотреблениях при госзакупках» и «соучастии коррупции иностранных госслужащих». Речь идет о том, что в конце 1990-х годов Total якобы давала взятки иностранным компаниям (под видом комиссионных) для получения выгодных контрактов по закупке иракской нефти в обход программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие». Тьерри Демаре, руководивший компанией с 1995 года, заявил: «Кристоф де Маржери работает в Total больше чем 30 лет. Мы вместе строили компанию мирового класса, обеспеченную богатой культурой и сильными амбициями. Я знаю, что Кристоф продолжит развивать Total, учитывая интересы наших служащих и акционеров». Г-н де Маржери, которого прозвали Большие Усы, хорошо известен на мировой нефтяной арене как опытный дипломат. Отшучиваясь по поводу контраста в стиле по сравнению со своим предшественником, он сказал журналистам: «Прекрасные усы не делают вас более умным или открытым». Новый глава компании долгое время руководил проектами на Ближнем Востоке, и именно поэтому он стал одним из фигурантов расследования исполнения программы «Нефть в обмен на продовольствие», которое проводит судья французской полиции Филипп Курруа. Total подозревалась в том, что, действуя через швейцарскую компанию Telliac предпринимателя Жана Кайле, выплачивала ей комиссионные, которые на самом деле являлись взятками для режима Саддама Хусейна. Один из бывших сотрудников нефтяной компании утверждал, что в конце 1990-х годов Total нуждалась в иракской нефти, так как ее заводы были недозагружены, а потому якобы и создала коррупционную систему, вознаграждая многочисленных посредников. Впрочем, вина г-на де Маржери пока не доказана, и его адвокаты уверяют, что «речь идет о безосновательных документах». Сам он вчера заявил, что совершенно не обеспокоен исходом разбирательства. Г-н де Маржери несколько раз был в Москве, и именно он вел переговоры о вхождении Total в проект разработки Штокмановского месторождения в 2004 году, когда «Газпром» планировал привлекать в него иностранных инвесторов. В прошлом году он призывал не связывать проблемы на Харьягинском нефтяном месторождении в Ненецком АО, где Total является оператором проекта и владеет 50-процентной долей (компания не смогла обеспечить ранее заявленные объемы добычи, в связи с чем последовали многочисленные проверки и угрозы), с шансами стать партнером «Газпрома» на «Штокмане». «Много аспектов мешает Total войти в Штокмановский проект, -- заявлял он журналистам. -- Но есть и много шансов, которые позволят сделать это. И возможные проблемы на «Харьяге», о которых говорит Минприроды, никак не должны влиять на решение о партнерстве по разработке Штокмановского месторождения. Я уверяю вас, что на уровне "Газпрома" этот вопрос не поднимался, концерн никогда не говорил нам о том, что у нас существуют проблемы на Харьягинском месторождении и что это плохо. Я думаю, "Газпром" знает, что делает в области добычи газа». Вчера же новый глава Total заявил, что компания по-прежнему надеется участвовать в крупных долгосрочных российских энергопроектах, таких как Штокмановский, «на приемлемых условиях». В то же время критика в адрес Харьягинского месторождения, как говорил ранее г-н де Маржери, является политическим аспектом. Проекты СРП относятся к ведению Минпромэнерго, а не Минприроды, выставляющему претензии: "И когда министр (судя по всему, имеется в виду глава Минприроды Юрий Трутнев. -- Ред.) говорит: давайте, разрабатывайте этот пласт, увеличивайте добычу нефти, -- он не понимает, что это пласт, и его политическими заявлениями не заставишь быть другим (менее сложным. -- Ред.)... Мы, конечно, уважаем интересы России, но скоропалительных решений и высказываний быть не должно". Тotal, по словам г-на де Маржери, реализует в России сложное Харьягинское месторождение, в то время как российские компании до сих пор предпочитали работать с легкодобываемой нефтью. "Если у Shell (которая была основным акционером проекта "Сахалин-2". -- Ред.) на Сахалине сложности, то это не значит, что компания некомпетентна», -- утверждал он в июне. Г-н де Маржери указывал в прошлом году, что Россия не должна становиться на путь «энергетического национализма» -- под этим он подразумевал увеличение доли государства в проектах, реализуемых на условиях СРП, до контрольной. Обосновывал он это тем, что России весьма необходим обмен опытом с зарубежными коллегами: "Люди, которые верят в свою непогрешимость, теряют квалификацию". Страны СНГ, по его мнению, "должны предоставить возможность иностранным компаниям работать в совместных предприятиях". Сахалинский проект, следуя терминологии главы Total, уже националистический. Учитывая, что всего проектов СРП в России три и в «Сахалине-1» присутствует государственная «Роснефть», следующим в этом процессе должен стать как раз Харьягинский. Пока процесс его «национализации» идет ни шатко ни валко. Однако в Ненецкой нефтяной компании, которая владеет 10-процентной долей в нем, уже присутствует менеджмент, близкий к государственной «Зарубежнефти», а ненецкие власти утверждают, что были бы не против увеличения доли ННК в Харьягинском проекте. Проблемы у Total возникают и в родной Франции. Кандидат в президенты страны от Социалистической партии Сеголен Руаяль призывает ввести налог на сверхприбыль, полученную от добычи и продажи нефти. «Есть необходимость переговоров с Total, которая инвестирует (крайне небольшую. -- Ред.) часть своей прибыли в возобновляемую энергию, представляющую собой источник энергии будущего», -- заявил Reuters советник г-жи Руаяль по вопросам окружающей среды Бруно Ребель. По экспертным оценкам, для компании речь идет о дополнительном налоге в 1 млрд евро в год. Кроме того, в минувший понедельник начался судебный процесс в связи с катастрофой в 1999 году танкера «Эрика», затонувшего недалеко от Британских островов. Total оказалась в числе 15 организаций, которым были выдвинуты обвинения по этому делу. Вчера компания в очередной раз заявила, что, будучи заказчиком чартера, не несет никакой ответственности за его сохранность.

Николай ГОРЕЛОВ, Денис УВАРОВ