Время новостей
     N°28, 16 февраля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.02.2007
Лапша в «Квадрате»
Вторая Московская биеннале стартует сопутствующей программой в ЦДХ
Сегодня в Центральном доме художника на Крымском валу открывается выставка «Дневник художника», подготовленная Маратом Гельманом и Александром Пановым. Она расскажет о житье тех, кто причисляет себя к артсообществу. Каково это -- быть Художником сегодня? Легко? Трудно? Ответственность грузит? Или бытия легкость невыносимая? Форма исповедального изложения -- артефакт: инсталляции, живопись, графика, скульптура, видео. Команда мастеров -- звездная: и Кошляков, и Гутов, и Джикия, и Политов с Беловой и многие другие общим числом около сорока.

Символично, что именно с этой выставки объединение «Экспо-Парк. Выставочные проекты» и его директор Василий Бычков презентуют свою собственную, независимую от биеннале, но проходящую в одни сроки с ней программу «Черный квадрат», знакомящую с последними тенденциями мирового художественного процесса. В рамках программы состоится фестиваль искусства Центральной Европы M@NARCHIA, персональная выставка радикального (в буквальном смысле не жалеющего живота своего) французского перформансиста Пьерика Сорена (забавно, что его проект откроется в День защитника Отечества), наконец, 3 марта ожидается главное событие «Черного квадрата» -- выставка «Мастерская «Арт-Москва», кульминацией которой станет награждение лучшего участника учрежденной «Экспо-Парком» премией, одноименной со всей нынешней программой. Мастерская «Арт-Москва» и премия «Черный квадрат» были созданы с благородной целью поддержать самое независимое, самое некоммерческое, самое энергичное и передовое искусство России. Объявляется конкурс. Жюри из кураторов, исследователей современной культуры, сотрудничающих с периодическими изданиями, отбирает тридцать--сорок понравившихся проектов. Они становятся выставкой «Мастерская «Арт-Москва», затем из экспонатов выставки то же жюри ищет лучший. Художника награждают премией и дают возможность поучаствовать в следующей престижной программе.

По техническим (финансовым) причинам премия «Черный квадрат» откладывалась на три года. Сегодня она возрождается. И работа жюри с анкетами и заявками потенциальных участников «Мастерской» совпала с открытием экспозиции «Дневник художника». Поскольку председатель жюри Екатерина Деготь в этом году пригласила в свою команду вашего обозревателя, я с интересом и тщанием стал изучать присланные заявки с прикрепленными картиночками и искать ответ на вопрос, которому, собственно, и посвящена сегодняшняя выставка: художники, пошто пытаете вы мир? с какими вопросами к нему пристаете?

Знакомство с заявками укрепило в убеждении: традиционные критерии качества отменены, именно поэтому состоятельность артвысказывания напрямую зависит от состояния мозгов, способности к интенсивной, даже агрессивной мозговой атаке. Увы, уровень конкурса показал, что с мозгами и атаками у нас как-то не так. Конечно, будем делать скидку на то, что большинство работ присланы новичками, неопытными, желторотыми. С другой стороны, тем чище эксперимент по мониторингу общего процесса арткоммуникации. Первое ощущение: мало кто из конкурсантов понимает, что есть территория современного искусства, где его границы, каков его язык. Присланные заявки можно разделить на несколько условных групп. Первую, с реалистическими (сюрреалистическими, символистскими) пейзажами, цветами и обнаженными отметем сразу как курьезную. Это то, что называется «ошиблись дверью» -- такие вечные сюжеты в стилистике «история искусства по демпинговым ценам» отлично прокатят в других, коммерческих залах ЦДХ. Другая категория -- это категория переусердствовавших в чтении ну очень ученой литературы. Предлагаются объекты и комнаты, в которых так или иначе поселится вся мировая философия, оккультизм, герметика с герменевтикой, масонство. Править бал будет то ли Вечное Ничто, то ли мадам Блаватская с Гурджиевым. Всем этим декорируется полнейшее отсутствие своей мысли и боязнь самой постановки вопроса: а кому этот кружок юных деконструкторов (мистиков, оккультистов) нужен? Третья группа -- тайное общество смекалистых рекламных менеджеров, считающих, что цель современного искусства исчерпывается игрой с обрыдшими всем брендами и трендами. Характернейший пример подобного «иронического остранения» и критики общества потребления -- работа, весь смысл которой в написанном граффити названии: «Yahooею!»

Четвертая группа -- «я звезда, на этом все»! Большинство проектов наших именитых работников ножа, топора, кисти и компьютера были зарублены просто по причине высокомерной бессодержательности оных.

Самой симпатичной оказалась пятая категория: молодые художники, работающие с социальной или гендерной проблематикой, поклонники левого дискурса. Но без фанатизма. И очень внимательные к процессам современного интернационального искусства. Их проекты остроумны, аккуратны, готовы к употреблению на биеннале, триеннале разного формата. Они и станут в основном ядром мартовской «Мастерской». Другое дело, что они практически неотличимы от сотен подобных же, произведенных юными (и не очень) талантами Германии, Чехии, Венгрии, Китая, что кочуют по тем же самым биеннале, триеннале. Хорошо упакованный ассортимент всемирного супермаркета современного искусства: потребление критики общества потребления. Правда, среди них запомнилась одна, выполненная участницей группы Escape Лизой Морозовой. Тему гендерную, тему феминизма работа интерпретирует исключительно в вернакулярной версии. Просто Лиза будет в реальном времени плести абстрактную картину из очень русской вареной лапши. Созвездия макаронных узелков станут немым свидетельством многих культурных смыслов, в том числе и тяжелой женской доли (труд-то адский!).

Проект Лизы обаятелен еще и тем, что честно констатирует: камуфлируя во многих случаях неумение и нежелание интересно и внятно говорить о жизни, современное искусство практикуется в мастерстве элегантно вешать лапшу на уши зрителю.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки