Время новостей
     N°26, 14 февраля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.02.2007
Калиновый щербет
В Иордании будут собирать вазовские машины
«АвтоВАЗ» и иорданская дистрибьюторская компания General Automobile Industry Company вчера подписали соглашение об организации сборочного производства автомобилей Lada в Иордании. Подписание соглашения происходило в присутствии Владимира Путина и иорданского короля Абдаллы II. Со стороны российской компании документ подписал председатель правления ВАЗа Владимир Артяков, иорданскую компанию представлял ее генеральный директор Акрам Абу Хамдан.

Документ предусматривает строительство в Иордании производственной площадки для сборки российских автомобилей проектной мощностью 30 тыс. машин ежегодно. Машинокомплекты для сборки будет поставлять «АвтоВАЗ». Уже в этом году после согласования деталей соглашения иорданская сторона, которая и будет осуществлять проект, начнет строительство завода. Сроки его запуска пока не оговорены, но, скорее всего, это произойдет в самое короткое время. «Строительство завода начнется уже в этом году, -- заверили «Время новостей» представители ВАЗа. -- А решение о сроках запуска предприятия будет окончательно принято после завершения проектных работ».

На этапе строительства новых мощностей российская компания обеспечит поставки в Иорданию «не менее 3 тыс. готовых автомобилей в год для продаж в страны Ближнего Востока и Африки». После запуска предприятия его продукция будет реализовываться не только в Иордании, но и в других странах Ближнего Востока и фактически покрывать весь рынок этого региона. Вероятно, Иордания выбрана в качестве плацдарма для организации производства как одна из наиболее стабильных стран в этой части света. Емкость самого иорданского рынка ограничена, ведь население всей страны -- 6 млн человек. А уровень жизни в Иордании ощутимо ниже, чем в соседней Саудовской Аравии. На улицах иорданских городов «Нивы» не такая уж редкость.

Будущий завод станет крупнейшей зарубежной площадкой по сборке автомобилей вазовских, да и вообще российских моделей за пределами России и СНГ. Кроме того, заявленный объем в 30 тыс. машин превышает, хотя и ненамного, минимальный объем, предусмотренный для получения статуса промышленной сборки при организации производства иностранными компаниями в России (25 тыс. машин). Подписание договора позволит российским властям утверждать, что страна не только активно импортирует, но и охотно экспортирует технологии и производства в отраслях высокого передела.

«С целью успешного осуществления данного проекта иорданская сторона обязалась предоставить налоговые преференции на ввоз готовых автомобилей и сборочных комплектов, а также ряд других льгот при организации сборочного производства», -- говорится в сообщении ВАЗа.

Поддержка проекта российским руководством означает, что правительство, взявшее, по сути, под свою опеку «АвтоВАЗ» в конце позапрошлого года (тогда в руководство ВАЗа были назначены менеджеры государственного «Рособоронэкспорта»), попытается вытягивать компанию из затянувшегося кризиса не только на внутреннем рынке, но и за счет экспансии в другие страны.

Для зарубежных сборочных предприятий «АвтоВАЗ» в прошлом году изготовил более 86 тыс. автокомплектов (а всего экспортировал 186 тыс. автомобилей и сборочных комплектов). Таким образом, прирост экспорта машинокомплектов только за счет ввода новых мощностей в Иордании мог бы составить 35%.

Сейчас основную часть комплектов для сборки -- 82 тыс., что составляет более 95% от общего объема их поставок, -- ВАЗ отгружает на Украину. Еще 2 тыс. автокомплектов в прошлом году ВАЗ отправил для казахстанского «Азия-Авто» и 2,5 тыс. -- на сборочный завод в Египте.

Иорданский партнер ВАЗа -- General Automobile Industry Company -- опытный игрок на местном рынке. Правда, он больше известен как дистрибьютор. Через него осуществляют поставки своей продукции в Иорданию несколько крупных международных концернов, в частности General Motors. Иорданская компания будет не только строить сборочное производство, но и адаптировать вазовскую модель, скорее всего, это будет «Калина», к азиатскому рынку. «Может, решат еще один кондиционер поставить», -- шутит представитель пресс-службы ВАЗа. В ходе подготовки проектной документации будет окончательно решен и вопрос о комплектации поставляемых в Иорданию машинокомплектов.

Анна ЛАНДЕР