Время новостей
     N°26, 14 февраля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.02.2007
50 метров до "Челюскина"
Экспертиза в Дании подтвердила точное местонахождение затонувшей легенды
Вчера, в день годовщины гибели в Арктике в 1934 году легендарного парохода «Челюскин», в Москве открылась выставка, на которой были представлены не только личные вещи участников экспедиции и архивные документы, но и результаты последних изысканий на дне Чукотского моря, где летом 2006-го, по сути, был завершен розыск затонувшей легенды. Теперь место последнего пристанища судна известно абсолютно точно.

Видимо, не зря в сознании большинства россиян вслед за словом «Челюскин» неизбежно следует слово «эпопея». Экспедиция «Челюскин-70» в Чукотское море была организована еще в 2004 году, но поиски не увенчались успехом. Только минувшим летом водолазам удалось обнаружить в 80 милях от берега на глубине 50 метров под слоем ила и донных наносов затонувший пароход. Спустя некоторое время экспертиза, проведенная в Дании на заводе, с верфей которого сошел «Челюскин» (правда, первоначально он назывался «Лена»), идентифицировала судно. Как сообщил вчера на открытии выставки ученый секретарь экспедиции «Челюскин-70» Иосиф Рабинович, «датская экспертиза подтвердила, что найденный на дне Чукотского моря пароход действительно является «Челюскиным», теперь мы можем твердо сказать, что «Челюскин» найден».

Г-н Рабинович рассказал, что идея поисков судна на протяжении прошедших со времен катастрофы лет возникала неоднократно. Однако раньше эти поиски были почти невозможны. Г-н Рабинович привел текст резолюции начальника легендарной экспедиции Отто Шмидта, наложенной несколько десятков лет назад на предложении найти судно: «Считаю для народного хозяйства бессмысленным, а для мемории слишком дорогим». Сейчас же местные власти могут себе позволить профинансировать поисковую экспедицию. Участники экспедиции рассказали об огромной помощи, которую оказали администрации Чукотского и Корякского округов, ведь подводные поиски являются делом, по выражению одного из участников, «денежноемким»: нужны судно и специальное оборудование.

Алексей Михайлов, начальник экспедиции «Челюскин-70» и человек, который одним из первых коснулся советского «Титаника», признался: «За эти пять лет мы очень много узнали об истории похода, познакомились со всеми родственниками его участников, для нас это стало частью жизни!» На выставку пришли трое сыновей Отто Шмидта. «Я не только сын Шмидта, но и историк, -- сказал средний сын знаменитого полярника Сигурд Оттович, старейший профессор РГГУ, которому, по его признанию, давно перевалило за 80. -- Меня как историка чрезвычайно порадовало известие о том, что эпопею челюскинцев помнит много людей из поколения родившихся после войны, в более поздние годы. Это был не просто всенародный энтузиазм, 1934 год, может быть, был самым счастливым годом советской власти. Уже 1 сентября это было прервано выстрелом в Смольном».

Отметить годовщину того дня, когда сильный напор льдин разорвал обшивку парохода, пришли и последние двое оставшихся в живых участников той самой экспедиции. Алле Буйко было тогда два года, а Карина Васильева вообще родилась на борту «Челюскина». И в паспорте ее в графе «место рождения» значится «Карское море». «Из-за того, что я родилась в путешествии, я всю жизнь люблю путешествовать, -- говорит она. -- И профессию я выбрала соответствующую -- я окончила ЛГУ и всю жизнь проработала геологом».

На выставке представлены старые фотографии и вещи (например, нож с примечанием «Именно им О.Ю.Шмидт резал колбасу на льдине»), а также леерная балка -- та самая железная деталь, которая минувшим летом была поднята из воды для химической идентификации судна.

Один из участников погружений Александр Федосеев рассказал корреспонденту «Времени новостей», как именно был найден легендарный пароход. «На судне, которое нам предоставили для поисков, было установлено специальное оборудование -- гидролокатор бокового обзора, и в какой-то момент он показал присутствие чего-то похожего на судно. Позже мы рассмотрели объект на экране монитора, подошли поближе. Во время первого погружения промахнулись, а потом уже спустили специальную «кошку», которой и зацепились за деталь палубного оборудования. По тросу участники экспедиции спустились на палубу в районе кормы, Алексей Кошелев прошел вдоль борта и в районе шлюпочной палубы снял эту леерную балку».

Экспедиция «Челюскин-70», по словам г-на Михайлова, планирует продолжить исследования в Чукотском море предстоящим летом. На вопрос же, который неизбежно возникает: а нет ли в планах подъема не отдельных артефактов, а всего судна целиком, участники экспедиции пока дают отрицательный ответ. Во-первых, операция эта слишком дорогостоящая: ориентировочно подъем будет стоить около 35--40 млн долл. А во-вторых, пока непонятно зачем.

Ирина БЕЛАШЕВА