Время новостей
     N°220, 29 ноября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.11.2001
Канадский мотор с татарским акцентом
United Technologies, транснациональная корпорация с годовым оборотом в 26 млрд долл., объединяющая известные машиностроительные фирмы Sikorsky (вертолеты), Pratt & Whitney (реактивные двигатели), Otis (лифты), имеет предприятия по всему миру, в том числе и в России. В нашей стране интересы United Technologies сосредоточены в основном в Перми, где Pratt & Whitney владеет четвертью акций Пермского моторного завода, а также в Москве и Санкт-Петербурге, где находятся мощности Otis по производству лифтов. Недавно российские объекты корпорации, а также сотрудничающие с ней авиастроительные предприятия Казани проинспектировал председатель совета директоров и главный исполнительный директор United Technologies Джордж ДЭВИД. По окончании этой поездки он ответил на вопросы корреспондента газеты «Время новостей» Михаила КУКУШКИНА.

-- Учитывая общемировой спад в авиастроении после терактов 11 сентября в США, насколько перспективными кажутся вам российские проекты United Technologies в этой сфере?

-- Корпорация United Technologies участвует в 25 совместных проектах с ведущими российскими промышленными и аэрокосмическими компаниями и имеет около 4000 российских сотрудников. Корпорация развивает свои российские проекты, опираясь на идею, что лучший способ работы на международных рынках -- развитие локальных программ.

Мы уверены в успехе наших российских программ. Они все обладают прекрасным потенциалом для долгосрочного развития, несмотря на возможный в ближайшее время спад производства. Возьмем, например, совместное предприятие РД АМРОСС, основанное компанией Pratt & Whitney и НПО «Энергомаш». Оно было создано для маркетинга, реализации, обслуживания и производства ракетного двигателя РД-180. 24 мая 2000 года был проведен первый запуск американской ракеты-носителя «Атлас III» c российским двигателем РД-180. Мы ожидаем, что в ближайшие несколько месяцев будут проведены последующие запуски «Атлас III», а также первый запуск «Атлас V».

Мы успешно работаем и по другим космическим проектам. Pratt & Whitney сотрудничает с воронежским КБ «Химавтоматика» в проектировании и производстве главного турбонасосного агрегата-окислителя для демонстрационного двигателя RL-60. Еще одно наше совместное предприятие в Москве, «Хамильтон Стандард-Наука», производит теплообменники для систем кондиционирования воздуха для лайнеров Boeing-747 и Boeing-777, а также воздушных судов региональных авиалиний. Возможно, это единственное в России серийное производство высокоточной продукции для западных гражданских самолетов. Мы также проводим работу по адаптации двигателей малой тяги для установки на российские воздушные суда, а в дальнейшем и для их производства в России.

Важно, что United Technologies -- это транснациональная корпорация, выпускающая диверсифицированную продукцию. Доходы от деятельности аэрокосмических подразделений составляют менее половины от общих доходов корпорации. В России мы активно работаем над проектами, не относящимися к аэрокосмической области. Так, наше подразделение Otis, открывшее три завода в Санкт-Петербурге и Москве, является единственной западной компанией, производящей лифты в России. Я с гордостью могу сказать, что на долю Otis приходится 20% рынка новых лифтов в России. Подразделение Carrier производит транспортные холодильные установки для перевозки пищевой продукции. Эти примеры дают некоторое представление о наших российских проектах.

-- Как вы оцениваете перспективы авиационного двигателя ПС-90А2, который разрабатывается на Пермском моторном заводе при техническом участии вашей корпорации?

-- Корпорация United Technologies довольна развитием партнерства с Пермским моторным заводом и намерена продолжать свои инвестиции.

ПС-90А -- новейший российский реактивный двигатель. Его модернизация в ПС-90А2 обеспечит соответствие международным стандартам и откроет новые возможности на авиационном рынке. У ПС-90А2 также имеются перспективы выхода на рынок промышленного применения для перекачки газа и производства электроэнергии как в России, так и на Западе. В ближайшее время United Technologies намерена инвестировать еще 15 млн долл. в модернизацию ПС-90А2.

-- Как вы относитесь к перспективе реструктуризации «Пермских моторов» с передачей контрольного пакета акций государству и созданием на его базе федерального центра моторостроения? Если этот план будет реализован, как это повлияет на участие Pratt & Whitney в делах «Пермских моторов»?

-- Авиационно-космический сектор России обладает прекрасным потенциалом на будущее. Однако сейчас остро возникает необходимость реструктуризации промышленности, чтобы она могла наилучшим образом использовать растущие потребности российского рынка и адаптироваться к новым требованиям рынка мировой авиационно-космической продукции. Поэтому я очень рад тому, что президент, правительство России и Государственная дума уделяют серьезное внимание проблемам авиационной отрасли. Я считаю, что планы правительства повысить стабильность предприятий, таких как «Пермский моторный завод», -- важный шаг в обеспечении развития этой отрасли. Мы со своей стороны сохраняем приверженность нашим программам в Перми.

-- Как развивается ваше сотрудничество с казанскими вертолетостроителями?

-- Компания Pratt & Whitney Canada и ее конструкторское бюро в Санкт-Петербурге Pratt & Whitney Rus работают над рядом проектов, предусматривающих установку двигателей разработки компании Pratt & Whitney на самолет Ил-114-100 и вертолеты Ми-38 и «Ансат».

Вертолеты «Ансат» изготавливаются на Казанском вертолетном заводе (КВЗ). В июне этого года мы подписали контракт на поставку первых 20 двигателей на КВЗ. Во время моей поездки мы увидели демонстрационный полет «Ансата», и на нас произвели большое впечатление его летно-технические характеристики. КВЗ заключил предварительное соглашение на поставку вертолетов «Ансат» Министерству обороны России в качестве учебно-тренировочного вертолета.

В наши намерения входит не только поставка двигателей канадского производства для вертолетов «Ансат», но и частичная локализация сборки и изготовления двигателя в России. В настоящий момент мы обсуждаем с Казанским моторостроительным производственным объединением (КМПО) то, как мы вместе будем это осуществлять.

-- О чем вам удалось договориться в ходе визита в Пермь и Казань?

-- Мой визит последовал за подписанием соглашения о сотрудничестве между корпорацией United Technologies и Российским авиационно-космическим агентством. Соглашение укрепляет наше стратегическое партнерство с российским правительством, подтверждая наши взаимные обязательства в отношении широкого диапазона аэрокосмических проектов корпорации. Я с удовольствием посетил предприятия, где реализуются наши проекты. Мне было интересно увидеть, как они развиваются, а также обсудить текущую и, возможно, будущую работу с нашими деловыми партнерами и представителями правительства. Эти проекты демонстрируют твердое намерение корпорации продолжать работать в России, а также большой потенциал внутреннего аэрокосмического и промышленного рынка.

Корпорация уже давно пришла на российский рынок. Лифты компании Otis появились в России еще в конце XIX века. Имя авиационного конструктора Игоря Сикорского, основавшего компанию Sikorsky Aircraft, хорошо известно во всем мире. Кстати, во время своего недавнего визита в США президент Путин назвал Игоря Сикорского «выдающимся русским американцем».

Я рад, что проекты Pratt & Whitney успешно развиваются в Казани, Перми, Санкт-Петербурге, Воронеже и Москве. Sikorsky Aircraft продолжает свою совместную работу с вертолетным заводом им. С.В. Миля. Hamilton Sundstrand находит новые возможности для развития сотрудничества с российскими партнерами, в частности в области технологий разработки космических скафандров.

Беседовал Михаил КУКУШКИН