Время новостей
     N°16, 31 января 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.01.2007
«Когда-нибудь и партия власти может стать оппозицией"
Самый амбициозный проект нового политического сезона -- партия «Справедливая Россия», претендующая на роль второй по влиянию политической силы в стране, на своем первом съезде, намеченном на 26 февраля в Петербурге, планирует принять политическую платформу. Эта платформа станет основой будущей предвыборной программы. Секретарь президиума «Справедливой России», руководитель думской фракции Александр БАБАКОВ рассказал корреспонденту «Времени новостей» Ксении ВЕРЕТЕННИКОВОЙ об основных тезисах программы и о том, как идет процесс подготовки к съезду.

-- Александр Михайлович, известно, что предвыборная программа «Справедливой России» будет интерактивной, то есть в ее подготовке смогут принять участие простые граждане. Расскажите подробнее, как это будет происходить?

-- Мы на заседании центрального совета партии -- это наш коллегиальный орган, работающий между съездами, -- приняли основные положения, которые можно назвать политической платформой «Справедливой России». Мы предложим нашим избирателям эти положения, издадим и распространим их через региональные организации миллионными тиражами, с указанием адресов, по которым избиратели смогут направлять свои предложения. Никто лучше них не скажет, что именно необходимо не только отразить в программных документах партии, но и реально реализовать в общественных проектах. Мы рассчитываем, что первичное обобщение нашей партийной программы произойдет уже накануне съезда, а окончательное -- к сентябрю.

-- Хотя избиратели пока не сказали своего веского слова, наверняка уже можно говорить о неких базовых принципах, которые найдут отражение в программе?

-- Естественно, мы не обошли вниманием ни одну из проблем, о которых сейчас говорят в обществе. Если говорить об экономической сфере, я считаю, мы должны сделать все необходимое для того, чтобы понятие «национальная экономика» реализовалось. Национальная экономика -- это экономика, базирующаяся на возможностях обеспечения собственного населения максимумом готовой продукции. Это и средства производства, и предметы потребления. На 100%, как было в Советском Союзе, это сделать не удастся, но максимум должен быть. Что касается инфраструктуры, обеспечивающей все это, тут все понятно: у нас должны быть нормальные дороги, связь, энергетика, водоснабжение, сельское хозяйство. У нас сегодня продовольственная безопасность нарушена, мы зависим от импорта сельскохозяйственной продукции. На решение всех этих проблем должен быть направлен профицит бюджета. При этом мы говорим нашим избирателям, что под каждую инициативу, которую мы предлагаем, будет подготовлен один или несколько законопроектов.

-- А какие предложения есть у «Справедливой России» в области государственного строительства?

-- Здесь много тем. Хочу выделить главное. Нужно проанализировать, чем занимается наша огромная армия чиновников. Здесь мне очень импонирует система открытых конкурсов на соискание государственных должностей. Тем самым мы избежим появления на государственной службе непрофессиональных людей. Второе: нужно не бороться с коррупцией как с неким абстрактным злом, а создать механизмы открытости и прозрачности. Третье: четко формулировать функции государственных чиновников и контролировать их выполнение. Неотвратимость наказания за неисполнение этих функций должна присутствовать. Я бы даже предложил запретить массовый переход сотрудников среднего звена того или иного министерства или ведомства в случае смены руководства. Вы посмотрите, что у нас произошло с Генпрокуратурой и Минюстом. Руководители сменились, и весь аппарат одной структуры перешел в другую. Так мы никогда не воспитаем профессиональные кадры, будем продолжать сеять хаос и уничтожать преемственность. И, конечно же, очень важно проверить доходную часть. Ведь у нас все прекрасно понимают, что бедный министр имеет богатых родственников. Но, поверьте мне, есть масса людей, которые стремятся не к доходу за счет государства и общества, а к общественному признанию.

-- На предстоящем съезде партии будут подведены итоги объединительного процесса. Как бы вы могли их охарактеризовать? Известно, что в некоторых регионах были проблемы, например в Татарстане региональное отделение Партии пенсионеров отказалось войти в «Справедливую Россию», а в Свердловской области таким же образом поступило региональное отделение Партии жизни, пока его руководителя сам Сергей Миронов не распорядился назначить руководителем отделения "Справедливой России".

-- Проблемы были, не скрою. Странно, если бы их не было. Ведь возникновение «Справедливой России» -- это беспрецедентный случай для нашей страны. Никогда еще не объединялись три серьезные структуры, у каждой из которых был свой аппарат, свои взгляды, свои лидеры. И теперь им пришлось все это сделать общим. Центральный совет подвел определенные итоги по созданию региональных отделений объединенной партии. Мы приняли решение по 73 регионам. Осталось принять решение в шести регионах. При этом мы создали еще пять региональных отделений. Вероятно, на съезде мы объявим, что партия полностью структурирована, имеет более 80 региональных отделений, порядка 400 тыс. членов. Фактически мы по количественным показателям стали второй партией в России. Но главное: так называемая первая партия ("Единая Россия". -- Ред.) уже давно признала, что единственные конкуренты -- это мы, и не только на предстоящих выборах, но и, видимо, на весь оставшийся срок ее существования.

-- Ваш предшественник на посту руководителя думской фракции "Родина" Дмитрий Рогозин начал готовить закон об оппозиции, а недавно вы сказали о том, что необходимо вернуться к этой работе. В какой стадии сейчас находится подготовка документа?

-- Я думаю, что мы не будем затягивать и уже в феврале попытаемся внести этот законопроект на рассмотрение Госдумы. Может быть, я немного утрирую, но в принципе закон об оппозиции нужен всем. Даже так называемой партии власти, потому что ничто не вечно. Возможно, им он нужен даже больше, чем нам. Когда-нибудь и партия власти может стать оппозицией. Мы внесли в документ определенные новшества, добавили некоторые положения. Например, мы настаиваем на закреплении за оппозицией ряда комитетов Госдумы, а также на предоставлении возможности руководить комиссиями парламентских расследований. Это позволило бы интегрировать оппозицию в процесс не только принятия решений, но и контроля.

-- Расскажите о пополнении в рядах вашей фракции.

--К нам уже перешел депутат Евгений Ройзман. Кроме того, консультации о переходе в нашу фракцию ведутся с целым рядом депутатов, в частности с Виктором Похмелкиным, Святославом Насташевским, Валерием Зубовым, Оксаной Дмитриевой, Юрием Спиридоновым. Последние трое, кстати, возглавят списки партии «Справедливая Россия» на региональных выборах парламентов в Красноярском крае, Санкт-Петербурге и Республике Коми соответственно. Но мы не форсируем события. Фракция уже год работает в спокойном режиме, без суеты, без паники. Мы и дальше хотим так работать, показывая при этом, что мы консолидированы. У нас могут быть разные взгляды, но есть единое мнение по многим вопросам. Это очень радует.

-- А «бабуринцы» к вам не собираются? Они ведь решили выйти из фракции «Родина» («Народная воля» -- СЕПР), когда на посту руководителя Сергея Бабурина сменил Геннадий Семигин.

-- Сейчас наша фракция стабильна как никогда, и я даже думаю, что их уход в свое время и способствовал этой стабильности. Мне очень жаль, а в каком-то смысле даже немного стыдно за моих коллег по Государственной думе. Мне кажется, они забыли, в чем состоит их долг. А их долг -- служить народу.

-- Бабурин и Семигин заявили о намерениях создать объединенные партии. Как вы думаете, возможно ли появление еще двух левопатриотических проектов перед выборами в Госдуму?

-- Конечно, я всем желаю большого успеха. Но если они хотят объединять левые силы, то пусть хотя бы между собой объединятся. Вот мы смогли это сделать, несмотря на определенные сложности и политические амбиции. У меня есть сомнение, что еще какое-то объединение левых произойдет накануне выборов.

-- Если говорить о самом стабильном игроке на левом фланге -- КПРФ, то как вам видится судьба этой партии?

-- КПРФ как организация, как мне кажется, пойдет по нисходящей. В то же время сама коммунистическая идеология и созвучные ей настроения в обществе будут жить еще долго. И это естественно, потому что еще со времен Кампанеллы людям было свойственно мечтать о некоем «Городе Солнца».

//  читайте тему  //  Партстроительство