Время новостей
     N°15, 30 января 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.01.2007
Страховой мегаполис
России необходима новая глобальная урбанизация
Россия в обозримом историческом горизонте не будет "деревенской" страной. Напротив, она неизбежно будет становиться страной все более городской, урбанистической. Однако процесс урбанизации России, который подтолкнула еще Октябрьская революция 1917 года (напомним, на тот момент крестьяне в Российской империи составляли более 80% населения), до сих пор отстает от объективных потребностей страны, которая претендует на роль одного из мировых лидеров в ХХI веке. Комплексное освоение территорий, превращение российской провинции в регионы с современной инфраструктурой, качественным жильем и дорогами, полноценными рабочими местами, способными сбалансировать уровень жизни по всей стране, -- единственный путь к превращению России в конкурентоспособную державу, чья экономическая мощь сочетается с комфортными и цивилизованными условиями существования в ней большинства населения.

Глобальная урбанизация России, на наш взгляд, должна стать одной из ключевых стратегических целей всей российской политики и плацдармом для согласованных усилий государственной власти, органов местного самоуправления и бизнеса. Развитие мегаполисов и территорий вокруг них станет своеобразной страховкой России от прогнозируемого демографами существенного уменьшения населения страны и даст возможность наиболее активной части населения реализоваться не только в Москве.

Проблема комплексного освоения территорий возникла в связи с активным созданием и ростом мегаполисов, в США, Японии -- в 60-е годы, в европейских странах -- в 70-е годы прошлого века. Условия проживания на территориях крупных городов, перегруженных офисами, торговыми и иными предприятиями, стремительно ухудшались, земля дорожала, инженерная инфраструктура работала на пределе, и сначала жилье, а затем и все остальное стали располагать вне городских территорий. Это быстро привело сначала к созданию городов-спутников, расположенных на расстоянии 20--50 км от больших городов, именно они поразили Никиту Хрущева во время его знаменитого визита в Америку, а затем и к формированию современного облика мегаполисов.

Афины, Токио, Рим, Шанхай начинаются много раньше, нежели вы въезжаете собственно в город, и жилая застройка, где в продуманной последовательности, а где просто стихийно чередуется с промзонами, складскими комплексами, торговыми мегацентрами, офисными конгломератами. Именно по инициативе Хрущева и у Москвы появились города-спутники. Но идея быстро захирела, потому что государство не развивало транспортную инфраструктуру, а у советских граждан не было в достаточном количестве собственных автомобилей, чтобы комфортно добираться на работу в ту же Москву. В городах-спутниках с рабочими местами было туго. Тогда проблема не рассматривалась комплексно, а урбанизация не стала стратегической задачей для дряхлеющей компартийной элиты, прекрасно чувствовавшей себя на закрытых элитных дачах по всей стране.

Сегодня ситуация изменилась. В стране стремительно развивается сразу несколько мегаполисов -- Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск. Появилось понятие стоимости городской земли, экономической целесообразности, и, если народившийся процесс выпустить из-под контроля, развитие пойдет стихийно, плодя проблемы и удорожая их последующее решение, необходимость в котором все равно неизбежна. На таком фоне появились идеи политического решения проблемы урбанизации: например, объединения Москвы и Московской области, чтобы область развивала инфраструктуру на московские деньги, помогая столице решать транспортные и жилищные проблемы.

Примеры комплексного освоения территорий в России в том или ином виде активно стали проявляться в конце прошлого века. Причем даже внутри самих мегаполисов -- в Москве это комплексная застройка Ходынского поля, строительство второй очереди Зеленограда, микрорайонов Митино, Куркино, Кожухово. Но настоящий бум урбанизации только начинается.

Можно рассматривать два типа комплексно осваиваемых территорий. В первом случае речь идет о территориях в черте самих мегаполисов площадью от 5--7 до 100--150 га, образовавшихся в результате сноса ветхого жилья или вывода из городов промышленных предприятий. Во втором случае это освоение новых территорий вблизи крупных городов.

Для цивилизованного развития России принципиально важен именно второй вариант.

Проблемы начинаются с первого же шага при освоении новых территорий в прилегающих к мегаполисам областях -- с земли. Как правило, земля вокруг крупных городов уже имеет собственников, и цены на нее отнюдь не бросовые. Собственник становится равноправным участником проекта, или участок выкупается. Чаще всего необходимо и менять назначение земельного участка, что долго и дорого. Необходимо решать вопрос о присоединении новой застройки к рядом существующему поселению, это тоже ведет к затратам, или регистрировать новое поселение, что еще более накладно.

Далее встает проблема сноса имеющейся застройки, инженерного, социально-бытового, транспортного обеспечения нового объекта. Окрестности городов изобилуют свалками -- действующими и законсервированными, значит, требуется рекультивация земель. При этом необходимо наладить процесс переработки и утилизации бытовых отходов.

Наконец, отдельной проработки требует проблема занятости будущего населения нового мини-поселения. Создание и развитие малого и среднего бизнеса при таком подходе является неотъемлемой частью урбанизации, иначе о подобных проектах можно забыть. И администрации регионов должны понимать, сколько и какого бизнеса должно быть на этой территории для достижения поставленных целей по годам и по показателям.

При разноэтажной (от 9 до 22 этажей) застройке, при разумной и удобной планировке на 10 га можно возвести 140--170 тыс. кв. метров жилья, включая социальную инфраструктуру, а это 5600--6800 жителей. Но, как правило, участки под освоение берутся размером от 200 до 5000--7000 га. Следовательно, новое поселение повлияет не только на близко расположенные объекты, оно серьезно изменит ситуацию во всем регионе. Появятся новые сложные инженерные системы, новые генерирующие мощности, новые устойчивые транспортные потоки. Мировая практика показывает, что мегаполис является конкурентоспособным, если будет найден баланс между экономическим ростом и окружающей средой. Через это прошли Сеул, Сингапур и Лондон. Проработка транспортных потоков также крайне важна. Сегодня можно говорить о том, что проблемы московских пробок уже захватывают и другие регионы. Но почему за счет неграмотности конкретных чиновников должны расплачиваться рядовые жители городов?

Для урбанизации территорий необходим генеральный (комплексный) план развития региона. Нужны грамотные и всесторонне подготовленные специалисты, способные не только подготовить проект, но и в условиях нашего махрового бюрократизма, коррупции и правовой необеспеченности учесть и согласовать интересы всех, кто так или иначе завязан на проект. Нужны совершенно новые по уровню подготовки руководители подобных территориальных образований, с серьезными полномочиями, способные разрабатывать, отслеживать и выполнять сложные сетевые графики реализации проектов. Именно их дефицит (как во власти, так и в бизнесе) явно будет сказываться в ближайшее время.

Комплексное развитие территорий невозможно без участия бизнеса и потому, что земля частная, и потому, что частные управляющие компании по заказу и под контролем государства могут наиболее эффективно управлять подобными территориями. И при всей важности национального проекта «Доступное жилье» он есть лишь некий способ решения более глобальной задачи -- превращения России в страну, где нормальные условия для жизни есть не только в самых престижных районах пары-тройки мегаполисов и в нескольких относительно благополучных регионах, а на всей территории государства.




На мегаполисы 30 стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), приходится 10--50% ВВП соответствующих стран. Лидирует Копенгаген, обеспечивающий 49,6% ВВП Дании. Немного отстают Дублин, Брюссель, Хельсинки, Будапешт -- на эти города приходится 42--47% ВВП их стран. А доля Вены, Лондона, Парижа, Стокгольма и Токио в национальных ВВП - 28--34% ВВП.

Алексей КОЖЕВНИКОВ, вице-президент "Опоры России"