Время новостей
     N°9, 22 января 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.01.2007
Королевский век
Год начался со столетия Сергея Королева, родившегося 12 января 1907 года
Самому знаменитому нашему конструктору повезло -- его юбилей пришелся на времена, когда в стране возникла и утвердилась тенденция к вспоминанию и поминанию последних десятилетий советской эпохи. Из-за этого и празднование проходило почти по «брежневским» стандартам. Центральные телеканалы в десятых числах месяца один за другим транслировали многосерийные документальные ленты об истории отечественного освоения космоса. Последний раз такой массированный сеанс обращения к советской истории был зафиксирован за месяц до этого, когда эфир заполонили фильмы, посвященные жизни Леонида Брежнева.

Тогда это вызвало некоторый скепсис -- генсек КПСС был лицом одной из наиболее спорных эпох российской истории. Та часть общества, для которой печальными символами застоя являются тотальный дефицит, «железный занавес» и тупая советская пропаганда, телегероизацию Брежнева не приняла. Королев, напротив, является вполне приемлемой фигурой для большей части наших соотечественников. Гениальный конструктор, символ успехов отечественной науки, создатель ракетного щита Родины и основатель космической программы СССР, которой можно гордиться и восхищаться вне зависимости от собственных политических пристрастий.

Сергей Королев оказался одной из немногих советских «икон», которую без особого труда можно перенести на любую современную доску почета. Таких людей не так уж много -- в основном деятели искусства и науки, а в рейтинге национальной гордости, составленном ВЦИОМ, освоение космоса может соперничать лишь с победой в Великой Отечественной войне. Та Победа, конечно, все еще остается главным событием в истории страны, но второе и третье место занимают полет Гагарина и запуск первого спутника. Сергей Павлович Королев был главой обоих проектов. Иные знакомые по песне достижения советской эпохи -- перекрытие Енисея и область балета -- сильно отстают: красноярская плотина попала только на купюры, но не в память народную, а Большой с Мариинкой не вошли в число лидеров рейтинга.

Конструктор ракетной техники, использующейся и по сей день, играет роль связующего звена между советской и постсоветской Россией. Более того, его имя помнят не только в Российской Федерации: памятный бюст конструктора открыли в ныне независимом Киеве (Королев родился и учился на Украине). Плюс к тому, отмечая юбилей Сергея Королева, вспоминали и его самого, и всю космическую программу страны, от которой его отделить столь же трудно, как Ломоносова от академии. Документалисты и обозреватели прошли по всей цепочке -- от скромной Группы изучения реактивного движения, работавшей в начале 30-х годов в Москве в рамках исследовательских проектов Красной Армии, до советского шаттла «Буран» и ракеты-носителя «Энергия», созданных уже в эпоху главного врага-конкурента Королева академика Глушко.

Сергей Королев, конечно, был не единственным конструктором космической техники, звучных имен в этой области хватало, пусть даже и звучали они в те времена лишь для тех, кто имел доступ к секретным документам (утверждается, что фамилия конструктора «Восходов» и «Востоков» впервые была публично названа лишь в его некрологе). Однако Королев был первым, был, по-видимому, наиболее талантлив в инженерной области, был, что немаловажно, сильным организатором, основателем своей школы. Такие люди обречены на то, чтобы после смерти входить в легенду.




В субботу в 5.59 по московскому времени к Международной космической станции пристыковался грузовой корабль «Прогресс М-59». Этот грузовик можно считать уникальным -- к столетию Сергея Королева корабль сделали именным, «королевским», на его корпус нанесли соответствующие надписи и портрет конструктора. Тем самым была нарушена старая традиция, не знавшая исключений: собственные имена у нас носили только серии «изделий», а отдельные аппараты и ракеты отличались друг от друга порядковыми номерами. Так, счет искусственных спутников Земли знаменитой серии «Космос» шел на тысячи, на орбите находилось семь обитаемых станций «Салют», десятками исчислялись корабли серий «Союз», «Союз-ТМ», аппараты «Луна». А уникальные «Мир» и «Буран» остались в истории без номеров лишь потому, что они, к сожалению, стали первыми и последними в своих сериях, иначе бы в космос были отправлены и «Мир-2», и «Буран-2» и т.д.

На этот раз стыковка прошла успешно, и нервной истории, случившейся с предыдущим грузовиком, не повторилось. Тогда «Прогресс М-58» не смог штатно причалить к станции: помешала антенна системы «Курс», не отошедшая, как положено, в сторону и заклинившая узел. Но в эту субботу в течение всей операции сближения и стыковки «королевского» корабля работала лишь автоматика, и экипажу МКС не пришлось брать на себя управление процессом. «Прогресс М-59» привез на станцию весьма обычные грузы -- электронику для станции, продукты, книги и фильмы для экипажа. Кроме того, на орбиту доставили и животных для экспериментов -- червей-планарий и виноградных улиток. Эти моллюски вызывали особое беспокойство в ЦУПе: капризным улиткам требовался исключительно комфортный температурный режим, длительное охлаждение могло их убить. Поэтому экипажу МКС надо было в первую очередь перенести в теплые помещения станции именно этот подопытный деликатес.

Владимир ДЗАГУТО