Время новостей
     N°4, 15 января 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.01.2007
Разлом "Сервера"
Норвежские фьорды чудом избежали экологической катастрофы
Вечером в пятницу близ побережья Западной Норвегии потерпел крушение ходивший под флагом Кипра танкер «Сервер» (M/S Server). Во время шторма судно по неизвестной причине налетело на рифы и раскололось пополам. Все 25 членов экипажа были вывезены на сушу с помощью вертолетов. Хотя кормовая часть танкера затонула, нос «Сервера» остался на плаву и был отбуксирован в относительно спокойную акваторию. В воду, как сообщают официальные власти, попало 290 тонн нефтепродуктов.

Можно уверенно утверждать, что норвежцам сильно повезло. Во-первых, «Сервер» шел пустым: судно направлялось в Мурманск, где и должно было забрать нефть. На борту танкера было лишь 657 тонн топлива, необходимого для перехода в российский порт. Во-вторых, при разрушении и затоплении судна был пробит лишь один из танков. Остальные резервуары с нефтепродуктами, как утверждает представитель Норвежского берегового управления Ане Эйде Черос, находились в носовой части «Сервера» и остались неповрежденными.

Но и 290 тонн хватило для того, чтобы запачкать берег близлежащего острова Федье. Тем не менее ущерб для окружающей среды мог быть и большим, если бы, например, нефтяное пятно достигло расположенного на побережье птичьего заповедника. Но официальные лица пока заявляют, что в этом районе загрязнение не зафиксировано. А разлив нефтепродуктов на месте катастрофы норвежцы, несмотря на шторм, старательно ликвидируют. Предполагается, что полная очистка может занять около полугода. Капитан «Сервера» Андреас Димаракис в этой ситуации смог лишь поблагодарить вертолетчиков за спасение экипажа и, как передает РИА Новости, принес норвежцам свои извинения за нанесенный береговой экологии ущерб.

При этом крушение «Сервера» вряд ли войдет в анналы крупнейших танкерных катастроф. Во время самых громких инцидентов такого рода в море выливались сотни тысяч тонн нефти, а экономический и экологический ущерб оценивался в сотни миллионов долларов. Последней крупной нефтяной катастрофой в море стало крушение панамского танкера «Престиж» у северных берегов Испании в ноябре 2002 года. На его борту было 77 тыс. тонн мазута, большая часть которого попала в воды Атлантики и осела на близлежащих пляжах. Тогда эту катастрофу называли крупнейшей в истории региона, хотя, например, в 1978 году из резервуаров танкера «Амоко Кадис», потерпевшего крушение у берегов Бретани, в море вылилось 223 тыс. тонн нефти.

Владимир ДЗАГУТО