Время новостей
     N°218, 27 ноября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.11.2001
Отдать швартовы
Металлурги начали борьбу за Таганрогский морской порт
Через неделю, 3 декабря, начнется прием заявок от желающих поучаствовать в спецаукционе по продаже 34,5% акций Таганрогского морского торгового порта (ТМТП), принадлежащих сейчас государству. В преддверии аукциона котировки бумаг порта резко пошли вверх: только за последнюю неделю они поднялись в 2,5 раза. Ведь чтобы стать полновластным хозяином морских ворот Таганрога, будущему победителю аукциона придется помимо госдоли скупить на рынке еще хотя бы 15,5% акций ТМТП. Ни у одного из претендентов на 34,5% акций Таганрогского порта такого пакета пока нет.

Старейший южнороссийский порт, Таганрогский, одновременно является и самым огосударствленным в России: казне до сих принадлежит 60% его акций. Не так давно правительство приняло решение сократить присутствие государства в акционерном капитале всех российских портов до блокирующего пакета (25,5%). Соответственно, «излишки» теперь выставляются на торги. Заявки на приобретение госдоли Таганрогского морского порта будут приниматься до 28 декабря, а итоги аукциона подведут 24 января.

Среди реальных претендентов на контрольный пакет ТМТП называют череповецкую «Северсталь», а также столичные компании «С» и «Инфлот». Возможно, до 3 декабря этот список пополнится.

Наилучшие стартовые позиции -- у «Северстали». Аффилированной с нею компании «Транссталь», по разным оценкам, принадлежит 10--12% акций ТМТП. Кроме того, у таганрогского морского порта -- ярко выраженная металлургическая специфика: примерно половина всех грузов, которые прошли через него в нынешнем году, это металлопрокат.

Мэр Таганрога Сергей Шило не скрывает расположения к «Северстали» как к потенциальному хозяину Таганрогского порта, в том числе и потому, что портовому хозяйству города требуются крупномасштабные инвестиции. В советское время Таганрогский порт считался внутренним и обслуживал в основном небольшие суда типа «река--море». Но после распада СССР у него появились внешнеторговые перспективы, которые требуют развития инфраструктуры. В частности, необходимо потратить около 5 млн долл. на увеличение глубины Таганрогского подходного канала с тем, чтобы ТМТП мог принимать суда с осадкой до 5,3 м.

Неплохие отношения у «Северстали» и с самым влиятельным предпринимателем Таганрога -- гендиректором Таганрогского металлургического завода Сергеем Бидашом, который, возможно, будет содействовать тому, чтобы череповецкие металлурги приобрели контрольный пакет ТМТП. По крайней мере близкий к г-ну Бидашу Приазовский фондовый центр сейчас ведет активную скупку акций Таганрогского порта.

Впрочем, исход борьбы за контрольный пакет акций ТМТП пока не выглядит таким уж предрешенным в пользу «Северстали». Иначе вряд ли бы за считанные дни стоимость бумаг Таганрогского порта взлетела с 70 до 175 руб. за акцию номиналом 1 руб. Например, не скрывает своей заинтересованности в приобретении ТМТП столичная компания «С», которая несколько лет назад стала хозяином соседнего азовского порта, вложив в его реконструкцию свыше 50 млн долл.

Тем временем на рынке еще достаточно «условно свободных» пакетов ТМТП, которые вкупе с госдолей позволят получить контроль над Таганрогским морским портом. В частности, около 10% акций ТМТП принадлежит фонду РОСИФ, входящему в местную ФПГ «Донинвест». Кроме того, порядка 15% акций находится на руках у бывших и нынешних работников порта.

Справка

В этом году через Таганрогский морской порт, расположенный на берегу Азовского моря, пройдет около 1 млн т грузов, а годовой оборот предприятия превысит 100 млн руб. Многие российские и зарубежные эксперты считают, что в будущем Таганрог способен стать «сердцем» глобальной транспортной системы, связывающей индустриальную Европу, Россию, Ближний Восток, страны Южной Азии и Северной Африки.

По итогам 2000 года порт выплатил дивиденды в размере от 4,2 до 10,6 руб. на акцию. Стартовая цена 34,5% акций Таганрогского порта, по предварительным данным, составит около 2,5 млн долл.

Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону