Время новостей
     N°231, 14 декабря 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.12.2006
Смета России
Минфин приступает к составлению первого трехлетнего бюджета страны
Закон о федеральном бюджете на 2007 год еще не одобрен Советом Федерации и не подписан президентом, а Минфин уже приступает к формированию нового федерального бюджета. Причем не только на 2008 год, но и на последующие два, поскольку со следующего года, как планируется, будут приниматься не однолетние, а трехлетние бюджеты. Работа закипит, похоже, сразу после Нового года. Сроки поджимают. Летом Владимир Путин предложил завершить бюджетный процесс как можно раньше, чтобы он (процесс) не стал заложником предвыборной кампании.

Как сообщил вчера министр финансов Алексей Кудрин, согласно новому графику проект основного финансового закона страны на 2008--2010 годы поступит в Госдуму до 30 апреля, а не в конце августа, как обычно, чтобы депутаты смогли принять его в первых числах июля. Основные параметры бюджета, по словам министра, правительство утвердит 12--15 марта. Правда, для того, чтобы утверждать государственные доходы и расходы на три года, необходимо принять поправки в Бюджетный кодекс. Министр надеется, что, несмотря на сегодняшние разногласия в правительстве, весной поправки удастся провести через Госдуму.

О преимуществах трехлетнего бюджетирования г-н Кудрин рассказывал вчера участникам открывшегося в Минфине семинара «Результаты, проблемы и перспективы реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации». По убеждению министра, министерства и ведомства теперь смогут эффективнее использовать бюджетные средства, в частности выделяемые на реализацию федеральных целевых программ. «Тендеры можно проводить заранее, контракты с исполнителями заключать сразу на три года, а не перезаключать их каждый год», -- говорит г-н Кудрин. Но это не главное. Формирование трехлетних бюджетов позволит главе Минфина более действенно противостоять разного рода лоббистам, в том числе в самом правительстве, настаивающим на чрезмерном, как считают в финансовом ведомстве, увеличении государственных расходов.

Сегодня благодаря нефтяным сверхдоходам потратить можно даже не много, а очень много. Но потом, правда, получить не меньше экономических проблем. Только проводя консервативную бюджетную политику, по убеждению министра, удалось добиться макроэкономических успехов в последние годы. Г-н Кудрин сказал, что, по прогнозам Минфина, ВВП в 2006 году может вырасти даже на 7%, а не на 6,8%, как прогнозирует Минэкономразвития.

В целом вчерашнее выступление Алексея Кудрина во многом перекликалось с его статьей «Обеспечение долгосрочной устойчивости бюджета», опубликованной во «Времени новостей». В статье министр отстаивает идею формирования бюджета без учета доходов от экспорта нефти и газа для того, чтобы обезопасить страну от нестабильной мировой ценовой конъюнктуры. Поступления от продажи этих видов сырья предлагается направлять в бюджет в виде трансферта объемом 3,6% ВВП. «Установление величины нефтегазового трансферта в размере 3,6% ВВП будет означать, что расходы федерального бюджета в перспективе могут находиться на уровне около 17% ВВП (в 2006 году -- 15,6%. -- Ред.), финансируемых за счет ненефтяных доходов -- 13% ВВП, нефтегазового трансферта -- 3,6% ВВП, чистого долгового финансирования -- 0,4--0,5% ВВП», -- считает министр.

Остальные доходы от нефтегазового сектора должны направляться в созданный на базе стабфонда (сейчас его объем превышает 2,3 трлн руб., или 8% ВВП) нефтегазовый фонд с выделением в его составе резервного фонда и фонда сбережений. К слову, вчера Алексей Кудрин, похоже, впервые допустил, что средства, ныне аккумулируемые в стабфонде, могут пойти на пенсионные нужды. «Это одна из возможных стратегий для нас», -- полагает министр, учитывая проблему старения населения. По его словам, в России размер пенсии составляет примерно 25% от средней зарплаты, а по международным нормам должно быть не менее 50%. (Министр сообщил, что встречался во вторник с управляющим Нефтяным фондом Норвегии, который сообщил о его переименовании в Глобальный пенсионный фонд. Объем фонда достиг 100% норвежского ВВП. При этом на расходы идут только доходы от размещения средств фонда.)

Необходимость сделать бюджет более устойчивым к колебаниям цен на нефть и газ Алексей Кудрин объясняет ожидающимся их снижением. «Мы сейчас живем на пике цен на нефть, и мы привыкли жить при высоких ценах на нефть. Но как бы нам не остаться у разбитого корыта», -- говорит министр. Один из рецептов -- выводить сверхдоходы в нефтегазовый фонд, инвестировать их в различные валюты и активы, а при падении цен на энергоносители компенсировать потери доходами, полученными за счет этих активов.

В оценках нефтегазового ценового будущего г-н Кудрин не одинок. Вчера опубликован прогноз Всемирного банка, который предсказывает падение нефтяных цен в 2007 году до 56 долл. за баррель (сейчас более 60 долл.), а в 2008-м -- до 53.

Алексей Кудрин в свою очередь напоминает, что «только с начала этого года цена не нефть упала более чем на 10 долл.». «Это значит, что в следующем году впервые по сравнению с предыдущими тремя прирост расходов бюджета будет более низкий, чем прирост доходов», -- предупреждает министр и призывает обратить много больше внимания на качество и эффективность трат казны.

Михаил ВОРОБЬЕВ