Время новостей
     N°230, 13 декабря 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.12.2006
Барьер для Лукашенко
Россия ввела экспортные пошлины на поставляемые в Белоруссию нефть и нефтепродукты
Скандал между Белоруссией и Россией в отношении экспортных пошлинам на нефть и нефтепродукты, похоже, еще сильнее обостряется. Со следующего года Россия отказывается от беспошлинного экспорта нефти в Белоруссию -- 8 декабря премьер Михаил Фрадков подписал постановление, в соответствии с которым с 1 января 2007 года поставки нефти в эту страну будут облагаться пошлиной в размере 180,7 долл. за тонну (как и для остальных стран, не входящих в состав Таможенного союза). Согласно энергетическому балансу, в этом году Белоруссия получит 19,7 млн тонн российской нефти. В следующем Минск запросил уже 21 млн тонн. По подсчетам российских чиновников, потери отечественного бюджета от реэкспорта российского сырья через Белоруссию в виде нефтепродуктов стали достигать 4 млрд долл. в год. На прошлой неделе белорусский премьер Сергей Сидорский просил российское правительство воздержаться от введения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Как говорит источник Интерфакса в белорусском правительстве, решение правительства оказалось неожиданным для белорусской стороны. "Только 6 декабря была достигнута договоренность с Грефом (главой Минэкономразвития России Германом Грефом. -- Ред.) о том, что Белоруссия обратно войдет в соглашение о разделе экспортных пошлин на нефтепродукты».

Свое решение российская сторона объясняет тем, что Белоруссия отказалась от межправсоглашения, по которому 85% пошлины на экспорт, в частности, нефтепродуктов, произведенных в Белоруссии из российского сырья, должна быть зачислена в российский бюджет, и лишь 15% -- в бюджет Белоруссии. А глава Минпромэнерго Виктор Христенко выразился еще яснее: «Как только отклонение от этого режима пошло (т.е. когда поставки в Белоруссию перестали облагаться таможенной пошлиной. -- Ред.), все компании, расталкивая друг друга локтями, устремились в этот офшор, чтобы избежать избыточного налогообложения в России».

Таможенные споры по экспорту нефти и нефтепродуктов через территорию Белоруссии идут уже несколько лет. Согласно действующему между двумя странами соглашению о единой таможенной системе, при ввозе на территорию Белоруссии российских товаров, и в частности нефти, экспортная пошлина не взимается. Вывозная пошлина в Европу из Белоруссии значительно меньше российской. В течение этого года экспортные пошлины из Белоруссии на нефть составляли 102 долл. за тонну, а светлых нефтепродуктов -- 57 долл за тонну. Льготный режим позволил российским компаниям поставлять сырую нефть на белорусские НПЗ, а дальше под видом белорусских нефтепродуктов экспортировать ее в Европу.

В октябре Владимир Путин в ходе ежегодного общения с гражданами пригрозил Белоруссии значительным сокращением поставок нефти, если Москве и Минску не удастся договориться о ставках таможенных пошлин на нефтепродукты. «Нас некоторые вещи действительно беспокоят. Мы смотрим на, скажем, объем нашей сырой нефти, которая поставляется на НПЗ в Белоруссию, смотрим на потребности самой республики и смотрим на то, сколько поставляется потом нефтепродуктов за рубеж. И здесь нам, конечно же, нужно наводить порядок в процессе нормального диалога с нашими белорусскими коллегами», -- сказал президент.

Но, видно, «нормального диалога» не получилось. После слов президента, Москва направила в Минск новый вариант межправсоглашения, предполагающего перечисление в российский бюджет 85% белорусских пошлин на экспорт нефтепродуктов. Но Белоруссия, которая сначала резко критиковала это предложение, а затем стала его обсуждать, до сих пор не определилась с ответом. Зато в качестве альтернативы Минск с 1 декабря повысил экспортные пошлины на нефть до 128 долл. за тонну и на нефтепродукты до 75 долл. за тонну. С таким вариантом, естественно, не согласилась Россия.

Теперь же белорусские чиновники говорят Интерфаксу, что в принципе же делиться пошлиной с Россией -- это лучше, чем получить российскую экспортную пошлину, так как в этом случае Минск «бюджет хоть что-то получит». В принципе же Белоруссия хочет делить не в пропорции 85:15, а 70:30, мотивируя это тем, что с 1995 года (когда было заключено соглашение о таможенной союзе, из которого Белоруссия вышла) значительно выросла цена на нефть и изменилась добавочная стоимость в нефтепереработке.

Однако Михаил Фрадков не стал дожидаться, пока Герман Греф закончит вести переговоры с минскими чиновниками. Так что сейчас российским ЛУКОЙЛу, «Славнефти», «Сургутнефтегазу», «Роснефти», а также «Русснефти» Михаила Гуцериева, построившей в Брянской области нефтеналивную эстакаду для транспортировки сырья железной дорогой на Мозырский НПЗ, предстоит решать, насколько выгодным будет белорусское направление. В ЛУКОЙЛе вчера дипломатично отметили, что введение пошлин не повлияет на использование компанией этого направления экспорта: «Раз государство ввело пошлину -- будем платить», -- сказал представитель компании. В остальных компаниях от комментариев отказалась.

Белорусские нефтеперерабатывающие компании нововведениям тоже не рады. «Обращайтесь к тем, кто это решение принял, и к тем, кто с этим согласился», -- заявил Интерфаксу замгендиректора новополоцкого «Нафтана» по экономике и финансам Анатолий Юдаев. Отказался комментировать ситуацию и замгендиректора Мозырского НПЗ по экономике и финансам Евгений Артюшенко.

Впрочем, очевидно, что Россия связывает вопрос о пошлинах на нефть и нефтепродукты с проблемами поставки и транзита газа через Белоруссию. Вчера этот вопрос обсуждал с главой «Газпрома» Алексеем Миллером гендиректор «Белтрансгаза» Дмитрий Казаков. «Стороны обсудили результаты независимой оценки рыночной стоимости «Белтрансгаза»(планируется продажа акций этой компании «Газпрому» в качестве частичной оплаты за поставки газа. -- Ред.) и условия поставок российского газа в 2007 году», -- скупо говорится в пресс-релизе российского монополиста. Были ли достигнуты какие-либо результаты на этих переговорах, «Газпром» не сообщает.

Анна ГОРШКОВА
//  читайте тему  //  Россия и Белоруссия