Время новостей
     N°229, 12 декабря 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.12.2006
Без огульностей
Россия хочет достроить АЭС в Бушере
Вчера Совбез ООН в неофициальном порядке возобновил обсуждение иранской ядерной проблемы. В минувшую пятницу входящие в евротройку Великобритания, Франция и Германия представили обновленный проект резолюции, предусматривающий введение против Тегерана санкций за его отказ приостановить обогащение урана. Теперь судьба Ирана будет зависеть от того, сумеют ли договориться между собой имеющие право вето постоянные члены Совбеза.

Ключевой для Ирана по-прежнему остается позиция России. Вчера министр иностранных дел нашей страны Сергей Лавров отметил, что доработанный евротройкой проект резолюции «существенно отличается от первоначального варианта наших европейских партнеров. Концепция проекта изменена на основе тех предложений, которые вносила Россия к первоначальному варианту. Прежде всего эта концепция базируется на необходимости воздействовать на Иран, с тем чтобы побудить его сесть за стол переговоров, воздействовать по тем направлениям, которые вызывают озабоченность у Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ)».

По словам Сергея Лаврова, обновленный проект резолюции предусматривает «ограничение поставок в Иран технологий и материалов, которые касаются работ по обогащению урана, работ по химической переработке облученного топлива и связанных с созданием реактора на тяжелой воде, а также любых работ, которые могут иметь отношение к созданию средств доставки ядерного оружия». Иными словами, евротройка не предлагает того, что Сергей Лавров назвал «огульными санкциями».

Французский МИД устами своего пресс-секретаря Жана-Батиста Маттеи уже приветствовал «позитивные заявления главы российской дипломатии г-на Лаврова по проекту резолюции, предложенному тремя европейскими странами в отношении иранского ядерного досье». По его словам, согласование деталей резолюции продолжается.

При обсуждении вопроса о санкциях Россия с особой бдительностью следит, чтобы кары не коснулись строящейся с российским участием АЭС в Бушере. Вчера Сергей Лавров вновь подтвердил, что предлагаемые евротройкой санкции не распространяются на Бушерскую АЭС, напомнив, что она сооружается «в полном соответствии с нормами МАГАТЭ и под контролем МАГАТЭ».

Участники состоявшегося вчера в Тегеране заседания российско-иранской межправительственной комиссии также уделили большое внимание бушерскому проекту. По словам российского сопредседателя комиссии, главы «Росатома» Сергея Кириенко, АЭС в Бушере остается «основным объектом экономического сотрудничества» двух стран.

Согласованные ранее сроки его ввода в эксплуатацию не изменились: энергоблок будет запущен в сентябре 2007 года, а двумя месяцами позже АЭС будет подключена к иранским энергосетям.

Сопредседатель комиссии с иранской стороны министр иностранных дел Манучер Моттаки перечислил наиболее перспективные, по его мнению, области российско-иранского сотрудничества: энергетика, электроэнергетика, газовая и нефтяная отрасли, транспорт и промышленность. Он высказался за «создание совместного инвестиционного фонда с участием банков и создание совместного предприятия по газу».

Кроме того, иранская сторона предложила российским нефтегазовым компаниям, в первую очередь «Газпрому», сотрудничество в поиске и разработке новых газовых месторождений как на своей территории, так и в других странах. По словам принимавшего участие в заседании комиссии замминистра промышленности и энергетики России Ивана Матерова, «иранцы считают «Газпром» эффективным мировым лидером. Они хотели бы с ним сотрудничать. В частности, иранские компании расширяют свое присутствие в Венесуэле и Боливии в этой сфере, и они хотели бы и в этих регионах сотрудничать с «Газпромом».

Участники заседания поставили задачу удвоить товарооборот между Россией и Ираном. За девять месяцев текущего года российский экспорт в Иран составил 1 млрд 300 млн долл., импорт -- около 200 млн долларов.

В ходе заседания межправительственной комиссии не обошлось без напряженных дискуссий. Как сообщил «Времени новостей» представитель ОАО «Технопромэкспорт» Алексей Саух, Иран предъявил этой организации налоговые претензии за 1995 год. Речь шла о доплате налогов за доход от поставок оборудования для двух иранских тепловых электростанций -- «Рамин» и «Исфахан». Между тем, по данным российской стороны, уплата местных налогов за поставки оборудования для этих электростанций из России согласно контракту входила в обязательства иранской государственной компании «Таванир», выступившей заказчиком строительства. В итоге, как подчеркнул г-н Саух, «в ходе заседания этот вопрос был урегулирован, и иранская сторона обязалась снять налоговые требования». Иранские представители также подтвердили, что у них нет претензий к «Технопромэкспорту» по уплате налогов с доходов от деятельности организации на территории Ирана.

Особые экономические интересы России в Иране вряд ли избавят Москву от необходимости поддержать санкции против Тегерана. По мнению завотделом разоружения и урегулирования конфликтов Института мировой экономики и международных отношений РАН Александра Пикаева, в вопросе иранского ядерного досье «Россия занимает сбалансированную позицию и направляет сигналы как Тегерану, так и США и Европе». В беседе с «ВН» эксперт отметил, что появление резолюции евротройки закономерно, ибо «Иран до сих пор не прояснил характер своей незадекларированной ядерной деятельности, как того требуют от него принятые ранее резолюции Совбеза ООН и совета управляющих МАГАТЭ. Если Тегеран не предпримет ответных позитивных действий, то Россия будет вынуждена согласиться с тем, что Совбез введет против Тегерана определенные санкции».

По данным «ВН», разногласия в Совбезе ООН пока остаются. Иран же считает неприемлемым для себя принятие любой резолюции. Тегеран настаивает на том, что его «ядерное досье» должно быть возвращено в МАГАТЭ. В противном случае он угрожает пересмотреть свое сотрудничество с этой организацией.

Петр ИСКЕНДЕРОВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Иране