Время новостей
     N°228, 11 декабря 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.12.2006
Уран урану рознь
США закрыли глаза на ядерную программу Индии
Соглашение о сотрудничестве в ядерной области между США и Индией, одобренное в субботу американским конгрессом, закрепило новую геополитическую реальность в Южной Азии в виде стратегического партнерства между Вашингтоном и Дели. Отныне другие игроки в регионе -- в первую очередь Россия, Китай и Пакистан -- должны будут строить свою политику исходя из этого факта.

Исламабад спустя несколько часов после голосования в конгрессе успешно испытал модернизированную тактическую ракету «Хатф-3», способную нести ядерное оружие. А один из ведущих пакистанских аналитиков в области безопасности Талат Масуд заявил, что американский закон «сделает Пакистан намного менее безопасным», имея в виду сложные отношения своей страны с Индией. К тому же терпимость Вашингтона к военной программе Индии, не подписавшей Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), резко контрастирует с жесткой политикой Белого Дома в отношении Ирана, на свою беду ДНЯО подписавшего.

Соглашение о сотрудничестве было подписано президентом США Джорджем Бушем во время визита в Дели в марте этого года. Документ выводит Индию за рамки ограничений, которые США наложили на страны, не подписавшие ДНЯО. Отныне американские фирмы имеют право продавать Индии ядерное топливо и технологии. Индийское правительство со своей стороны обязалось отрыть для международных инспекций 14 гражданских ядерных объектов. Но ее восемь военных заводов, работающих с ядерными материалами, останутся вне международного контроля.

Для того чтобы американо-индийское соглашение вступило в силу, предстоит соблюсти еще ряд процедур. Прежде всего законопроект должен быть подписан президентом Бушем. За этим дело вряд ли станет. «Я рад, что две наши страны вскоре расширят возможности трудиться вместе, чтобы обеспечивать свои потребности в энергии», -- заявил хозяин Белого Дома. Кроме того, представители США и Индии должны в 2007 году подготовить и подписать отдельное техническое соглашение.

К тому времени на американском политическом олимпе произойдут серьезные изменения -- большинство в обеих палатах конгресса перейдет к демократам. И хотя уходящее республиканское большинство успело-таки преподнести рождественский подарок Бушу, победившие на ноябрьских выборах демократы могут иметь свое видение ядерного сотрудничества с Индией.

«Реализация американо-иранского соглашения угрожает российским интересам в Индии, -- сказал "Времени новостей" главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Сергей Лунев. -- США намерены взять под свой контроль стремительно растущий индийский ядерный рынок, где Россия имеет свои немалые интересы». По американским данным, объем этого рынка приближается к 100 млрд долл. Индия реализует масштабную программу развития атомной энергетики для удовлетворения потребностей своей растущей экономики.

Правда, г-н Лунев призывает не идеализировать американо-индийские отношения в ядерной области, поскольку противники у вышеупомянутого соглашения имеются и в США, и в Индии. «Американцы видят, что Индия по-прежнему не намерена подписывать ДНЯО, а значит, имеет возможность и далее развивать свою ядерную военную программу. В Индии же многие опасаются, что страна попадет в зависимость от США», -- подчеркнул собеседник «ВН».

В Индии не все довольны законопроектом. Озабоченность прозвучала даже в заявлении индийского МИДа: «Никакое законодательство, введенное в действие в другой стране, не может лишить нас суверенного права проводить внешнюю политику, определяемую исключительно нашими национальными интересами». Эта оговорка связана с появлением в тексте документа положений, ставящих его реализацию в зависимость от внешнеполитического курса Дели. В частности, президент США будет следить за тем, в какой мере Индия сотрудничает в вопросе противодействия ядерным амбициям Ирана. Ситуация, при которой страна, не подписавшая ДНЯО (Индия), будет надзирать за государством, такой документ подписавшим (Иран), выглядит двусмысленно.

Петр ИСКЕНДЕРОВ