Время новостей
     N°227, 08 декабря 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.12.2006
«Лавру» не хватает специй
Сегодня будут вручены награды лучшим документальным фильмам
Национальная премия в области неигрового кино и телевидения «Лавр» сегодня объявит победителей и тем самым подведет итоги соревнований нынешнего года: Всего на соискание премии было прислано около 250 фильмов, во второй тур прошло примерно пятьдесят, а после голосования Большого жюри осталась половина -- по три фильма в каждой из восьми номинаций (только в двух -- по четыре).

Жюри у премии действительно большое, в нем тридцать с лишним членов, и потому результаты голосования всегда оказываются, с одной стороны, предсказуемыми и усредненно-консервативными, но с другой -- в полной мере отражают вкусы и пристрастия сообщества.

А сообщество документалистов переживает непростое время -- просто потому, что еще недавно казалось: документальное кино на подъеме, именно в этой сфере возможны прорывы к новым смыслам. Но невероятно интенсивно развивающееся в последнее десятилетие направление вдруг обнаружило признаки начинающейся стагнации.

В номинанты выбраны фильмы вполне достойные (за редким исключением). Например, пресловутая «Великая тайна воды», о которой наша газета уже писала, все-таки оказалась среди четырех претендентов номинации «Лучший научно-популярный фильм». Объясняется этот феномен не только участием административного ресурса (один из продюсеров картины -- заместитель генерального директора телеканала «Россия»), но и настроением умов, с легкостью принимающих неоязычество, смешанное с псевдохристианской риторикой, за «новое знание».

Увы, отсутствие вектора и размытость критериев сказывается не столько на премиальном раскладе, сколько на качестве фильмов. Так, в номинацию «Лучший полнометражный фильм» отобраны картины «Все дети рождаются зрячими» Аркадия Когана, «Свет белого моря» молодых режиссеров Насти Тарасовой и Ольги Стефановой и «Две жизни Ясабуро Хачия. Русская любовь самурая» Алексея Погребного. Хорошо, конечно, что рядом с заслуженными мастерами, представившими вполне добротные работы, нашлось место и практически дебютантам. Плохо, что поощряется при этом не новое качество, а скорее его имитация. «Свет Белого моря» -- фильм про смотрителя далекого северного маяка, медленный, медитативный, красивый, в котором почти ничего не происходит, похож на большинство сегодняшних картин в жанре видеонаблюдения, зато в нем есть экзотическая природа и необычный герой, история которого, впрочем, рассказана за кадром; а при стилевой схожести с новым молодым кино, нет его резкости и провокативности, что, похоже, как раз и понравилось жюри.

В числе дебютов четыре картины -- «А с детьми шестеро» Александра Малинина, «Где Захар?» Андрея Стволинского, «День милиции» Елены Ласкари и «Собиратели теней» Марии Кравченко. Самая, на мой взгляд, яркая -- фильм Александра Малинина про многодетную семью -- из тех, что принято называть социально неблагополучными. Родители колются, дети болеют, обстановка убогая, работать не хотят, но фильм снят вовсе не о социальных проблемах, а о любви, которая как-то держит на плаву это нелепое, но совершенно живое семейство, ничего, однако, не обещая ему ни в настоящем, ни в будущем... «Где Захар?» не совсем обычный, почти игровой по замыслу фильм без героя, которого авторы пытаются найти, опрашивая знакомых и родственников, но всегда чуть не успевая за его очередным перемещением и преображением.

А вот «День милиции» -- фильм про участковых милиционеров, живущих обыденной жизнью своего района, с его ежедневными бытовыми происшествиями, -- снят вослед многим работам такого же жанра и остается простой констатацией фактов, за которым не рождается новое знание.

Самая почетная номинация -- и самая весомая в материальном смысле -- вручаемая фондом Эдуарда Сагалаева премия за лучший авторский фильм. Тем самым как бы подтверждается, что остальные номинации имеют прикладной характер. Здесь единственная новость -- фильм Виктора Косаковского «Свято», остальные из отмеченных и в других номинациях. Свято -- имя мальчика, сына режиссера, участника своеобразного эксперимента: отец не показывал ребенку зеркало до двух лет, и вот однажды он принес и поставил в квартире это удивительное изобретение. А ребенок, никем не предупрежденный, увидел -- впервые -- свое отражение. И не узнал в нем себя, а начал с ним общаться... Пытался игнорировать. Вновь увлекался. Расстраивался. Целовал. Провоцировал.

Виктор Косаковский, Сергей Лозница, Алексей Погребной вроде совсем недавно стали лидерами отечественного документального кино, их имена в титрах обещали принципиальные открытия. Теперь они скорее качественный мейнстрим, снимают уверенно, но как будто устало. А новых имен в премиальном перечне обидно мало. Список дебютов был бы ярче, включи туда Большое жюри хотя бы «Девочек» Валерии Гай Германики, но принципиально ландшафта это бы не изменило. Интересным режиссером кажется Эдгар Бартенев, чей «Яптик Хэсе» вошел в номинацию «Лучший фильм на кинопленке» вместе с «Гражданским состоянием» Алины Рудницкой, тоже картины интересной и тоже уже отмеченной международными призами... Но и в том и в другом случае мы имеем дело с материалом, хорошо известным и даже слегка надоевшим, хотя и повернутым талантливыми людьми как-то по-иному.

Похоже, что в паруса документального кино перестал дуть попутный ветер, и кораблик остановился, завертевшись на месте...

В советское время все было просто -- официоз создавал столь могучее течение, что вокруг тех, кто хоть на градус отклонялся от курса, немедленно возникали буруны общественного внимания. Потом видеореволюция принесла новый метод, многочасовые подробные съемки авторы спрессовывали в короткий фильм, и публика дивилась неожиданной степени погружения в мир героев. Но когда удивление от приема исчезло, обнаружилось, что не хватает смыслов. Совсем уж по-простому -- кажется, что сказать о мире и себе авторам особо нечего. В моде биографии известных людей, истории вещей или явлений, но даже среди архивных, монтажных фильмов крайне мало новых материалов. Вот, например, цикл «Эвакуация», в котором три картины, рассказывающие об эвакуации во время Великой Отечественной трех типов ценностей: заводов, представителей культуры и просто человеков. Интересная идея, живо написанный сценарий, но почему так мало интересных кадров хроники? Особенно обидно за «Лаурятник», в котором текст иллюстрируется то безымянными балеринами, то кадрами из «Ивана Грозного» Эйзенштейна, и редко когда мелькнет что-то любопытное вроде стада коров, бредущего мимо Большого театра... Когда нет яркого материала, нет и открытий, а остроумие авторов кажется просто упражнением в известном духе. Почти нет сомнений, что в этой номинации победит «Братство бомбы», успешный проект «Первого канала», но я бы отметила фильм «8 историй о любви и не любви», снятый учениками Марины Разбежкиной по отличному сценарию Марии Сапрыкиной, в котором жизнь современного провинциального города подана короткими новеллами о счастье в личной жизни.

На общем фоне перепевов старых исторических мотивов удивляет полное отсутствие картин, которые бы рассказывали о политической жизни России или давали социальную оценку современного общества. Не только среди номинантов их нет, но почти не было среди претендентов. Увы, ни спроса, ни предложения...

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино