Время новостей
     N°225, 06 декабря 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.12.2006
Реальность, данная нам в ожиданиях
Объявлены номинанты премии «Золотая маска»
13-й театральный фестиваль «Золотая маска» пройдет в Москве с 27 марта по 13 апреля, когда вечером на церемонии в Театре Станиславского и Немировича-Данченко (уже объявлено, что режиссером церемонии будет Дмитрий Черняков и в ней примет участие оркестр Мариинского театра во главе с маэстро Гергиевым) жюри вручит одноименные премии и спецпризы.

В результате работы двух (драматического и музыкального) экспертных советов, отсматривавших театральные работы московских, питерских и региональных театров в сезоне 2005/06, составлены внушительный список номинантов и соответствующая фестивальная афиша. Причем, как водится, Мариинский театр вступает в борьбу за приз задолго до официального открытия фестиваля -- показы номинированных на «Маску» оперных спектаклей «Фальстаф» Верди в постановке Кирилла Серебренникова и «Поворот винта» Бриттена в постановке Дэвида Маквикара пройдут в Москве уже 9 и 10 декабря (в рамках «масочного» проекта «Гастроли Мариинского театра в Москве» в марте еще приедут пять балетов).

Официальное открытие «Маски» -- 27 марта. Спектакль «Берлинер ансамбля» «Карьера Артура Уи» уже приезжал в Москву в середине 90-х, теперь же он играется как «масочный выбор» на позиции «Легендарного спектакля ХХ века».

О специальных призах, о которых обычно объявляют заранее -- «За честь и достоинство» и «Лучший зарубежный спектакль», -- на этот раз публика узнает уже весной.

Судить номинантов будут два жюри во главе с режиссером Адольфом Шапиро (драматический театр) и дирижером Юрием Кочневым (музыкальный).

Из списков номинантов наибольшим лаконизмом отличаются «кукольный» и «опереточный». Эксперты рассказали, что «куклы» в этом году не столь блестящи, как прошлом, но тем не менее их можно смело рекомендовать фестивальной публике (особенная редкость -- очень хороший детский кукольный спектакль -- «Робин Бобин» санкт-петербургского театра «Кукольный формат»). Мюзиклов-оперетт на нынешней «Маске» тоже будет три -- это «Маугли», «Москва-Черемушки» Шостаковича и «Фигаро» (Моцарт) Екатеринбургского театра музкомедии (режиссер -- «масочный» лауреат Дмитрий Белов).

Внушительный список -- в разряде «оперный театр». Здесь два вышеназванных мариинских спектакля, две постановки Большого театра («Война и мир» Прокофьева с Екатериной Щербаченко в партии Наташи Ростовой, Борисом Стаценко -- Наполеоном и Александром Ведерниковым в роли дирижера в частных номинациях и «Волшебная флейта» номинанта Грэма Вика с Флорианом Бешем-Папагено, Анной Аглатовой -- Паминой и художником Полом Брауном в частных номинациях). Не попала в число номинантов еще одна московская «Волшебная флейта», поставленная в «Новой опере» Ахимом Фрайером. Зато номинирован спектакль «Норма», сделанный в этом театре актуальными европейцами Йосси Вилером и Серджио Морабито. И если «подуставший» спектакль удастся подтянуть до премьерного качества, он будет выглядеть достойно. Последний московский номинант -- спектакль Театра Станиславского и Немировича-Данченко «Так поступают все женщины» Александра Тителя, в котором кроме режиссерской номинации есть еще дирижерская, «художническая» и три номинации за партии.

Перечень оперных номинаций дополняют четыре провинциальных постановки: «Бал-Маскарад» из Уфы в постановке Уве Шварца, исправно переносящего европейские манеры в далекую российскую глубь (год назад его спектакль «Волшебная флейта» боролся за призы с шутками и прибаутками), крепкий «Риголетто» из Ростова-на-Дону, «Синдерелла, или Сказка о Золушке» известного своей храбростью Пермского оперного театра (публику ждут весьма неожиданные постановочные трюки и решения) и «Пиковая дама» из Челябинска Алексея Степанюка, сильно развившего свои идеи, впервые опробованные в формате «полуконцертной» постановки Мариинского театра в Москве.

Очевидных, стопроцентных лидеров в оперных списках не видно, и многое будет зависеть от того, как номинанты будут выглядеть на «масочных» показах.

Сложным, как обычно, будет выбор в номинации «Новация», где соревнуются театр АХЕ («Фауст в кубе. 2360 слов»), Дмитрий Крымов («Донкий хот»), театр «Дерево» («Кецаль»), мелодрама «Орфей» Татьяны Гринденко и театра «Тень», «Переход» (Центр драматургии и режиссера, Москва) и мультимедийно-оперный проект Дмитрия Пригова, Ираиды Юсуповой и Александра Долгина «Эйнштейн и Маргарита, или Обретенное в переводе». Проблема выбора -- одни слезы.

Список номинантов «Золотой маски» в драме выглядит солидно и стройно. Всего номинировано девять спектаклей большой формы и семь постановок малой формы, среди которых есть все рейтинговые имена и названия, без которых невозможно представить себе театральный сезон -- начиная с ленкомовского «Затмения», открывавшего сезон, и заканчивая совсем недавним «Королем Лиром» Льва Додина. Среди номинантов -- спектакли Генриетты Яновской («Трамвай» «Желание») и Камы Гинкаса («Нелепая поэмка») в МТЮЗе, Анатолия Васильева («Каменный гость, или Дон Жуан мертв», Школа драматического искусства) и Кирилла Серебренникова («Господа Головлевы», МХТ им. Чехова). По два спектакля Сергея Женовача («Мнимый больной» в Малом театре и «Захудалый род» в театре «Студия театрального искусства») и Миндаугаса Карбаускиса («Похождение» и «Рассказ о семи повешенных», Театр Олега Табакова).

Впервые на «Маску» номинируется спектакль Театра на Таганке и сам Юрий Любимов как режиссер (спектакль «Антигона»).

При всей очевидности драматического списка, предлагающего сильную конкурсную драматическую программу, в решении экспертов в этом году есть примечательная нестандартность -- в частных номинациях выдвинуты актеры, сыгравшие роли в спектакле, не выдвинутом в номинации «Лучший спектакль». Это Марина Игнатова и Андрей Толубеев (Елизавета и Тальбот в спектакле «Мария Стюарт», БДТ, Санкт-Петербург, он приедет на фестиваль), которым на фестивале придется отстаивать правоту экспертной новации.

Всего на фестивале будет представлено порядка 50 спектаклей из 39 театров. Также снова объявлены мощная ярмарка «PRO-Театр» (30 марта -- 1 апреля), программа Russian Case (составляет Роман Должанский) и клубная музыка по вечерам в Театральном центре на Страстном, чтобы снять фестивальное напряжение, которое наверняка будет, как всегда, огромным.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Театр