Время новостей
     N°221, 30 ноября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.11.2006
«Уверен, что в ближайшее время ЕС усилит давление на Россию»
Германия прилагает все усилия, чтобы преодолеть сопротивление Польши и разблокировать процесс подготовки нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между ЕС и Россией. О политике Берлина в отношении России и стран СНГ «Времени новостей» рассказал госминистр МИД ФРГ Гернот ЭРЛЕР -- третье лицо в иерархии внешнеполитического ведомства Германии.

-- В первой половине 2007 года ФРГ займет кресло председателя ЕС. Какими будут приоритеты германского председательства в отношении России?

-- Все приоритеты председательства Германии так или иначе связаны с Россией. Первая задача -- подготовка нового СПС. К сожалению, сейчас в этом вопросе возникло препятствие в виде Польши, недовольной российским запретом на ввоз польского мяса и на этом основании заблокировавшей процесс подготовки СПС. Но я полагаю, что мы сумеем решить эту проблему еще до конца года.

Во-вторых, Россия должна быть вовлечена в реализацию стратегии ЕС в Центральной Азии. Мы готовы взаимодействовать по этому региону очень активно. Значение Центральной Азии для ЕС связано в первую очередь с тем, что через этот регион проходит наркотрафик в Европу, именно там необходимо противодействовать этой угрозе. Евросоюз не ставит перед собой цель изменить устройство пяти бывших республик СССР (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. -- Ред.), которые значительно отличаются от Европы по своей культуре, менталитету, общественному устройству. Мы хотим наладить с ними сотрудничество в сфере безопасности. Кроме того, этот регион богат энергоресурсами. Не случайно в события в Центральной Азии так активно вовлечены в последнее время Россия, Китай, США, Япония.

Наконец, еще одна задача, которую ставит перед собой Германия, -- это придание нового качества «европейскому добрососедству». Россия также участник этой программы, мы обсуждаем эти вопросы на саммитах Россия--ЕС дважды в год. Но все-таки эта программа адресована больше таким странам, как Украина, Грузия или Молдавия, заинтересованным в интеграции в будущем в европейские структуры. Сейчас они не имеют реальных шансов быть принятыми в ЕС. Евросоюз очень устал от предыдущей волны расширения (в 2004 году в ЕС были приняты десять стран, сейчас там 25 государств. -- Ред.). Нам нужны альтернативы простому расширению ЕС. Развитие программы сотрудничества со странами, желающими вступить в ЕС, может стать такой альтернативой. Но при этом ЕС не может игнорировать и интересы России.

-- Считаете ли вы справедливыми обвинения в адрес России, что она якобы осуществляет «энергетический шантаж» Европы? И каково ваше мнение о проекте "Северный поток", известном ранее как Северо-Европейский газопровод?

-- Проблема «шантажа» возникла в начале 2006 года в разгар российско-украинского газового конфликта. Этот конфликт нанес большой ущерб престижу России как надежного поставщика энергоресурсов в Европу. Германия сотрудничает с вашей страной в энергетической области уже 40 лет. Ни при Брежневе, ни при Горбачеве, ни при Ельцине, ни в первые годы президентства Путина прочность этого сотрудничества и авторитет России не подвергались сомнению. Но в начале этого года ситуация изменилась. В Европе расценили действия России как шантаж, как использование экономических рычагов для достижения политических целей. Результатом стали активные дискуссии в рамках ЕС о диверсификации источников энергии и маршрутов доставки. Европа не хочет зависеть от поставок нефти и газа из России.

Что касается проекта строительства газопровода по дну Балтийского моря из России в Германию, то здесь ситуация иная. Это коммерческий проект, частное предприятие, хотя и в политическом контексте. Быть может, единственной ошибкой Германии было недостаточное информирование о проекте прибалтийских стран и Польши. Но мы наверстываем упущенное. Проект газопровода отвечает принципам энергетической политики ЕС, поскольку создает еще один маршрут транспортировки энергоресурсов. Германское правительство решительно настроено продолжать работу над проектом и рассчитывает на плодотворное сотрудничество с Россией.

Но я также уверен, что в ближайшее время ЕС усилит давление на Россию, чтобы добиться от нее ратификации Энергетической хартии, поскольку это единственный способ предоставить европейцам какие-то гарантии. Если же Москва будет продолжать упорствовать, Евросоюзу придется просто включить основные положения хартии в СПС.

-- Будет ли Германия уделять внимание решению замороженных конфликтов на пространстве СНГ?

-- Германия уже принимает активное участие в урегулировании этих проблем, в частности в так называемом Женевском процессе по урегулированию грузино-абхазского конфликта, в усилиях по южноосетинскому урегулированию. Мы должны добиться политического разрешения этих конфликтов на основе региональной стабильности и территориальной целостности государств -- Грузии и Молдавии. ЕС также заинтересован в нормализации отношений России с этими странами. Мы воспринимаем ситуацию вокруг этих конфликтов весьма серьезно, поскольку и в Молдавии, и в Грузии руководство испытывает возрастающее давление со стороны населения, недовольного их неспособностью решить проблему.

-- Вы говорите о территориальной целостности Грузии и Молдавии, но одновременно допускаете предоставление независимости Косово вопреки позиции Сербии...

-- Я убежден, что Косово не станет прецедентом для решения других замороженных конфликтов. В самом начале переговорного процесса по Косово Контактная группа достигла консенсуса, в том числе с Россией, о принципах решения проблемы в виде трех «нет»: нет разделу Косово, нет его присоединению к другим странам и нет возвращению к положению до 1999 года, когда Косово было частью Сербии. Россия приняла эти пункты, и поэтому мы надеемся, что Москва не станет использовать принципы решения очень сложной проблемы Косово в отношении других конфликтов. В отношении Абхазии и других конфликтных регионов основополагающие принципы еще не выработаны, поэтому там действует принцип уважения суверенитета и территориальной целостности Грузии и Молдавии.

Беседовал Петр ИСКЕНДЕРОВ, Берлин