Время новостей
     N°213, 20 ноября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.11.2001
Филателисту на заметку
Московские власти не хотят отменять алкогольные марки качества
Скандал вокруг региональных марок качества алкогольной продукции, приутихший было после введения расщепленного акциза, разгорается в столице с новой силой. На прошлой неделе московские и областные алкогольные власти разослали предприятиям письма, в которых настаивают на законности и необходимости марки качества. Неделей же раньше из недр Министерства по налогам и сборам (МНС) вышло письмо, требующее запрещать реализацию продукции с марками качества. По неофициальной информации, из-за неразберихи часть подмосковных ликероводочных заводов готова остановиться в ближайшее время.

Свои марки качества были для региональных властей неплохим способом контроля местного рынка вплоть до принятия новой редакции Налогового кодекса. После 1 июня, когда была введена так называемая система расщепленного акциза (50% налога платит производитель по месту производства, еще 50% -- оптовик в том регионе, где алкоголь поступит в продажу), в МНС предполагали, что функции марки качества отойдут к региональным маркам. Региональные власти отнеслись к этой идее по-разному: в Санкт-Петербурге марки качества отменены, а вот, например, в Удмуртии и Саратове их восстановили.

6 ноября руководителям региональных УМНС было разослано письмо замминистра по налогам и сборам Бориса Короля, в котором говорится, что маркировка алкогольной продукции «любыми марками, введенными региональными законами и распоряжениями, не является необходимым условием для ее реализации». В министерстве полагают, что плата, взимаемая за марки, фактически является сбором. А такой сбор налоговым законодательством не предусмотрен. МНС требует «запрещать к реализации» продукцию с региональной маркой качества.

12 ноября Главное управление по производству и обороту алкогольной продукции Мособласти «Мособлалко» рассылает производителям письмо прямо обратного содержания: «идентификационная марка московской области является специальной защитной мерой» и «никакого отношения к сфере налогообложения не имеет».

Производители, некоторые из которых в 1998 году поддерживали введение марок качества, полагают, что теперь они свою функцию не выполняют. Глава Русской винно-водочной компании Артур Перепелкин говорит, что «пора уже министерствам и ведомствам начинать работать консолидированно, а то на бутылках и так уже свободного места нет».

Настроение же некоторых подмосковных производителей близко к паническому, поскольку без марки товар не возьмут в розницу, а с маркой -- на акцизный склад. «Мы хотим только знать, надо нам клеить марки или нет», -- говорит представитель одного из подмосковных заводов.

Вполне вероятно, что новый виток скандала -- лишь видимая часть борьбы вокруг поправок к закону «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта», разграничивающему полномочия заинтересованных ведомств на алкогольном рынке. Закон был принят Госдумой, но отклонен Советом Федерации. Согласительная комиссия назначена на 23 ноября.

Анфиса ВОРОНИНА