Время новостей
     N°214, 21 ноября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.11.2006
Дальний Восток без Владивостока
«Аэрофлот» решил объединяться с небольшими государственными авиакомпаниями
«Аэрофлот» объявил вчера о начале объединения с двумя дальневосточными авиакомпаниями, контролируемыми государством, -- «Дальавиа» и «Сахалинские авиатрассы». А в прошлую пятницу гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов сообщил, что в объединительном проекте не будет участвовать другой крупный авиаперевозчик региона -- «Владивосток-Авиа».

Различные варианты слияния государственных авиатранспортных активов под эгидой «Аэрофлота» обсуждаются в отрасли с весны этого года. Начало этим дискуссиям положило обращение Минэкономразвития в Минтранс в апреле с предложением консолидировать таким образом все государственные пакеты акций авиакомпаний. В результате доля государства в капитале самого «Аэрофлота» возросла бы, по расчетам авторов идеи, с нынешних 51 до 75%. Компания существенно укрепила бы свои позиции на российском рынке, расширила бы маршрутную сеть и увеличила бы самолетный парк. Гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов высказывался тогда против такого кардинального решения. По его словам, «Аэрофлот» заинтересован лишь в слиянии с отдельными российскими авиакомпаниями, исходя в каждом случае из соображений экономической целесообразности. Правда, среди этих «отдельных» компаний в более или менее официальном порядке упоминались почти все крупнейшие российские авиаперевозчики, в капитале которых участвует государство: «Сибирь» (госпакет -- 25% акций), KrasAir (51%), «Пулково», ГТК «Россия» и «Дальавиа» (три последние компании имеют статус ФГУПов). В итоге самые весомые игроки рынка уклонились от предложения «Аэрофлота», частично объединившись друг с другом (как «Пулково» и ГТК «Россия») или начав строительство собственных альянсов с более мелкими региональными компаниями (как KrasAir).

А объединительные намерения самого «Аэрофлота» трансформировались в проект по созданию дочерней компании на российском Дальнем Востоке с участием местных перевозчиков. В прошлую пятницу г-н Окулов объявил, что его компания отказывается от дальнейших попыток вовлечь в такое объединение компанию «Владивосток-Авиа», базирующуюся в столице Приморского края. Государство контролирует 51% акций этой компании. Остальные ценные бумаги «Владивосток-Авиа» распылены среди довольно большого числа держателей. Крупнейшие частные акционеры авиакомпании -- это группа «Альянс» (15%) и местная экспедиционная фирма «Аэрогруз» (7%). В 2004 году частные акционеры, опасаясь размывания своих пакетов, заблокировали инициативу государства об объединении «Владивосток-Авиа» с «Авиакомпанией «Хакасия».

Однако на этот раз, по словам г-на Окулова, против слияния «Владивосток-Авиа» и «Аэрофлота» выступило само государство. «Мы не можем приобрести то, что не хочет быть приобретенным. Правительство считает, что нужно сохранить «Владивосток-Авиа», чтобы обеспечить конкуренцию. Мы будем создавать дальневосточную компанию, используя те активы, которые там есть», -- заявил г-н Окулов в прошлую пятницу.

Уже вчера стало ясно, какие именно активы он имел в виду. Пресс-служба «Аэрофлота» распространила сообщение, что «авиакомпании ОАО «Аэрофлот», ФГУП «Дальавиа», ОАО «Сахалинские авиатрассы» приняли решение об объединении усилий по созданию в Дальневосточном федеральном округе крупного конкурентоспособного авиаперевозчика». Сообщение цитирует слова г-на Окулова: «В качестве экономической основы развития региональных и магистральных авиаперевозок в регионе рассматривается создание крупного транспортного авиаузла (хаба) в Хабаровске», где базируется «Дальавиа». Гендиректор этой компании Павел Севастьянов заявил: «Процесс укрупнения авиапредприятий неизбежен. Опыт совместной эксплуатации с «Аэрофлотом» линии Хабаровск--Москва показал реальные перспективы повышения эффективности авиаперевозок, а также реальную возможность укрепления партнерства и обновления парка воздушных судов». Гендиректор «Сахалинских авиатрасс» Константин Сухоребрик также рассчитывает на преимущества партнерства с крупнейшей авиакомпанией России. «Участие «Аэрофлота» в данном проекте позволит обеспечить современный уровень технологий, сервиса и безопасности, а также построить действительно эффективную маршрутную сеть», -- сказал он.

Михаил КУКУШКИН