Время новостей
     N°214, 21 ноября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.11.2006
Во чистом поле зрения
Фонд «Эра» открыл программу «Лексикон современного искусства»
Когда хороших художников собирают «на троих», складывают на одной выставке из их работ подобие триптиха, всегда получается интересно. Привычная точка зрения корректируется. Каждый из мастеров оказывается в поле зрения другого.

Руководимый Еленой Березкиной фонд поддержки визуальных искусств «Эра» начал создавать экспозиционный «Лексикон современного искусства». В конце прошедшей недели на суд публики была представлена подготовленная куратором Александром Пановым статья первая под названием «Идентичность». Три художника проиллюстрировали статью: Никита Алексеев, Николай Полисский, Алексей Каллима. Первый ищет радикальный путь к себе. Второй исповедует философию общего дела. Третий к штыку равняет перо, ведет сюрреалистические репортажи из зоны чеченского конфликта.

Как же каждый из них идентифицирует себя в поле зрения другого? На выставке стало ясно, что через ландшафтные переживания, -- это так естественно для трепетно-пейзажной русской души! Поле зрения все художники идентифицировали с всамделишным зеленым полем, которое и оказалось экзистенциальным слепком миро-чувствия и миро-приятия каждого из трех.

Никита Алексеев в красивейших пастелях запечатлел визуальные японские танка. Известно, что танка -- нерифмованные пятистишия: лирика пейзажная, любовная, стихи о разлуке, бренности бытия, нередко с инкрустациями разговорной речи. Бережные пространственные касания, когда фрагментарное, мимолетное впечатление позволяет пережить всю полноту жизни, и воссоздал в своем цикле «Привидение собаки Рокки во дворце Дерева-Метлы» Никита Алексеев. На каждой картине видны экзотические римские сосны -- по мысли художника, они символизируют Дерево-Метлу, образ старой японской поэзии. Это дерево -- дух кажимости. Оно разоблачает устойчивую сетку пространственных координат и своим присутствием в сознании показывает, что поступательное движение -- такая же фикция, как и все другое упорядоченное и линейное. К дереву, как к Черной королеве из «Алисы в Зазеркалье», нельзя приблизиться и удалиться от него. Может, надо идти в обратном направлении? Может, оно само, если захочет, придет к тебе? Дорожки, полянки, холмики, на которых растут чудесные «метлы», образуют ландшафт, подобный декорациям в кукольном театре или мультфильме, когда несколько изображающих землю полукруглых щитов накладываются друг на друга и смена пространственных планов происходит внезапно, без участия линейной перспективы. Вместе с выгибающимися дугой полями и соснами в картинах присутствует фрагмент похожего на древний кирпичный донжон дома. А главный герой цикла -- маленький пес Рокки, который был Алексееву верным другом во время его отдыха близ Святой горы Афон. Скромного, молчаливого, преданного и удивительно деликатного пса Алексеев назвал «святой собакой», ближе к идеалу смирения св. Франциска Ассизского. Пес ничего не просил, не навязывался в друзья. Просто был. И был за это благодарен. Припоминание этой полноты бытия и стало темой живописной танка. На одних картинах мы видим кончик белого хвоста, на других -- лапу, нос, в каких-то работах собачка маленьким далеким белым пятнышком бежит по блюдцу-полю. В других -- белым шерстяным туманом затягивает горизонт. В общем, она родственна душе Дереву-Метле. Далеко и близко. Здесь и нигде. Поймать и идентифицировать ее так же невозможно, как пришпилить на булавку смысл жизни. Остается просто благодарить за встречу. Хотя бы в такой подписи под одной из картин: «Рокки, вернись!»

Алексей Каллима показал свою черно-белую графику с вещами, пейзажами радикально-обыденными. Кошмарные сны с чеченских блокпостов уступили место эскизированию московских крыш, детской коляске на лестничной площадке, кедам в углу комнаты, полям с одуванчиками. Но излучаемая обыденностью энергия именно воинственна -- пластическое напряжение столь велико, что начинаешь верить: «тихость» такой идентичности обманчива.

Николай Полисский документировал постройки своей артелью древесных башен в деревне Никола-Ленивец Калужской губернии. И поле, и люди, на нем работающие, и собранный урожай олицетворяют ту витальную энергию природы, что позитивна, креативна, а идентифицирует себя с чуждым эгоцентрического пафоса коллективным телом крестьянской общины. Никита Алексеев лучшими работами на выставке назвал украшающие залы три абстрактных скульптуры -- три цилиндра, которые сплели из ивовых веток (жутко трудоемкое дело) крестьяне артели Николая Полисского. Великий живописец XIX века Александр Иванов сформулировал бы достоинства этих работ так: «Вещь прекрасна вплоть до анонимности художника!». Отличный аргумент в пользу поиска идентичности.

Сергей ХАЧАТУРОВ