Время новостей
     N°212, 19 ноября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.11.2001
Огнем и «Мечом»
Построенный для индийского флота фрегат выходит на первые стрельбы
В понедельник в море на ходовые испытания отправляется фрегат «Талвар» («Меч») -- первый из трех боевых кораблей проекта 1135.6, строящихся на Балтийском заводе с 1999 года по заказу военно-морских сил Индии. Ближайшие три недели корабль проведет в акватории Финского залива: его команда опробует надежность работы силовой установки и подготовит фрегат к боевым стрельбам. Затем «Талвару» предстоит переход в калининградский Балтийск. Именно там, на морском полигоне главной базы Балтфлота, корабль должен продемонстрировать свои мореходные и боевые качества: в присутствии офицеров индийского флота будут проведены ракетно-артиллерийские стрельбы изо всех систем вооружения фрегата. Руководство Балтзавода рассчитывает на то, что сроки испытаний удастся сократить примерно на треть. В этом случае, уже к середине января «Талвар» вернется в Неву, а в мае 2002-го будет предъявлен заказчику на приемо-передаточные испытания, после которых отправится к берегам Индостана уже с командой индийских моряков на борту.

В нынешний поход «Талвар» отправляется с российским экипажем, которым командует капитан второго ранга Игорь Демидович. По признанию самих моряков, команде фрегата предстоят серьезные испытания. Российско-индийский «фрегатный контракт» как раз и уникален тем, что заказчику поставляются боевые корабли, спроектированные специально «под него». В составе российского ВМФ фрегатов проекта 1135.6 пока что нет. Причем от своего прямого «прародителя» -- сторожевого корабля советских времен проекта 1135 (класс «Кривак» по классификации НАТО) -- «Талвар» весьма далек. Никогда прежде боевые корабли достаточно скромного по военным меркам водоизмещения в 4 тыс. тонн не обладали такой огневой мощью: «Талвар» вооружен ударными ракетными комплексами «Клаб-Н», 100-мм артустановкой, ракетными комплексами ПВО средней дальности «Штиль», зенитными ракетно-артиллерийскими автоматами «Каштан», торпедными аппаратами и реактивными бомбометами, на борту корабля базируется противолодочный вертолет, спроектированный фирмой «Камов» специально под этот фрегат. Именно наличие на борту корабля массы принципиальных новинок и делает столь сложными нынешние его испытания. Главная артиллерийская установка «Талвара» -- 100-мм орудие А-190Э -- вообще впервые «выходит в море»: разработанное нижегородским КБ «Буревестник» орудие лишь в августе прошло этап береговых испытаний. Не монтировались прежде на надводных кораблях и ракетные комплексы «Клаб». Кроме нового вооружения команде испытателей «Талвара» предстоит освоить установленные на фрегате по условиям контракта индийские системы навигации и связи, немецкие водоопреснители и датские дизельгенераторы. Серьезные проблемы на испытаниях может создать даже такая элементарная, казалось бы, вещь, как корабельный камбуз. Заказчик потребовал не устанавливать на фрегатах привычное для российских кораблей кухонное оборудование, поскольку у индийских военных моряков весьма специфическая национальная «диета». В итоге, до конца испытаний российской команде придется, видимо, обходиться консервами.

Тем не менее руководство Балтзавода демонстрирует готовность ускорить сдачу кораблей индийским ВМС. Конечно, просьбу официального Дели о полугодовом опережении поставки «Талвара» выполнить уже явно не удастся. По словам генерального директора ОАО «Балтзавод» Олега Шуляковского, «мало ли какие заморочки бывают в море в ходе испытаний головного корабля». Однако два последующих фрегата этой серии -- «Тришул» («Трезубец») и «Табар» («Секира») -- питерские корабелы надеются достроить и испытать с опережением графика, к осени 2002 года и весне 2003-го соответственно. В принципе Балтзавод кровно в этом заинтересован, поскольку с успехом нынешних испытаний головного корабля в значительной степени связаны дальнейшие перспективы предприятия -- итоги прошлого года продемонстрировали, что 85% финансирования программ завода составил именно индийский заказ. При этом контракт с Дели на три фрегата общей стоимостью около 1 млрд долларов предполагал возможность последующего заказа дополнительной серии аналогичных кораблей. Кроме того, на Балтзаводе рассчитывают, что успешные испытания их детища заинтересуют не только иностранных покупателей, но и российский ВМФ.

Юрий ГОЛОТЮК