Время новостей
     N°211, 16 ноября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.11.2001
Дискуссия о трубопроводах
Вице-премьеру правительства России Виктору Христенко не удалось договориться с азербайджанскими коллегами о пролонгации межправительственного соглашения по транзиту азербайджанской нефти по трубопроводу Баку--Новороссийск и прокачке по нему в 2002 г. 5 млн тонн нефти.

Транспортировку каспийской нефти по российским трубам Виктор Христенко назвал более выгодной по сравнению с маршрутом Баку--Джейхан. В Баку выразили недоумение в связи с категорическим отказом правительства России принять предложение компании ЛУКОЙЛ о выгодном для российской экономики, с точки зрения азербайджанской стороны, объединении российских трубопроводных коммуникаций с трубопроводом Баку--Джейхан. В Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) корреспонденту газеты «Время новостей» по этому поводу заявили буквально следующее: «Ни правительству России, ни ЛУКОЙЛу экспортный трубопровод не навязывается».

Срок действия соглашения между правительствами России и Азербайджана, которым предусматривалась прокачка по «северному маршруту» ранней нефти, заканчивается в 2002 году. Однако АМОК, производитель той самой ранней нефти на месторождении «Чираг», уже второй год прокачивает нефть по трубопроводу Баку--Супса по цене 2,18 долл. за одну тонну. Тариф на трубопроводе Баку--Новороссийск значительно выше -- 15,67 долл. за тонну. Следуя контрактным обязательствам, ГНКАР завершит транспортировку своей нефти в 2001 г. в объеме 2,5 млн тонн по старому тарифу.

В дальнейшем ГНКАР согласен прокачивать свою нефть по трубопроводу Баку--Новороссийск только при условии снижения транзитного тарифа и выплаты компенсации в связи с тем, что высококачественная бакинская нефть в «северной трубе» перемешивается с другими сортами и превращается в низкосортный Urals, принося убыток в 3--5 долл. за баррель. «Транснефть» до сих пор делает вид, что этих проблем не существует и не очень торопится сесть за стол переговоров. В Баку все больше подумывают о транспортировке нефти по маршруту Баку--Супса, тем более, что пропускная способность западного трубопровода в следующем году будет увеличена.

Ариф УСЕЙНОВ, Баку